Департамент культуры и туризма администрации г. Арзамаса Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

19 сентября 2019 г.Суетнова Нина Ивановна

Под сенью святой обители

Монастыри (от греческогоmonasterion- келья отшельника) - в христианстве общины монахов или монахинь, в зависимости от того мужской это монастырь или женский. Монастыри принимали единые правила жизни - устав.

Первые монастыри на Руси стали появляться с принятием русскими людьми христианства, пришедшего из Византии. В 1062 году в Киеве учреждается Печерский монастырь, который стал примером для бурного развития многих других монашеских обителей. ВXV-XVIвеках было основано до 300 новых монастырей.

Первым из арзамасских монастырей, предположительно в 1556 году, был основан Спасо-Преображенский монастырь, который в свою очередь стал прародителем многих обителей на юге края и был миссионерским центром по распространению христианства среди мордовских племен. Всего в Арзамасе на конец 16 — нач. 17вв. Было пять монастырей — два женских и три мужских. Одним из женских монастырей был — Алексеевский женский общежительный монастырь. В 2019 году у монастыря особая дата — 385 лет, со дня строительства.

Арзамасский Новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре — бревенчатую холодную Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, во имя священномученика Филиппа, митрополита Московского и во имя преподобной Марии Египетской. Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых.

Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия,- небесных покровителей царской семьи. В 1635 году царь пожаловал обители хлебную и денежную ругу, которая выдавалась нерегулярно и не в полном объеме. Обитель была бедна и немноголюдна. По описи 1686 года, в ней проживали «30 стариц ружных, 20 безружных»

К началу XVIII века постройки монастыря обветшали, в 1708 году игуменья Анисия с сестрами «била челом» царю Петру I, чтобы он дозволил произвести денежный сбор в пользу монастыря. На собранные средства в 1723 году были поновлены кельи. В 1744 году перестроена деревянная Казанская церковь, в 1753 году вместо Алексеевского придела Казанской церкви построен каменный Алексеевский храм с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю,в который перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском монастыре послушницы Алексеевской обители остались на прежнем месте.

Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора (Ушакова), в 1762 году назначенного настоятелем Санаксарского монастыря. Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из С.-Петербурга его духовные дочери. Преподобный Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер 2-3 раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями (половину рыбного улова братия Санаксарской обители отсылала в Алексеевскую общину).В 1813 году указом Нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община, настоятельницы которой утверждались Нижегородским архиереем. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям, но без права совершать монашеские постриги.А 21 ноября 1881 года по благословению епископа Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители - около 500 человек - приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. До 1813 года община подчинялась Николаевскому монастырю, но фактически руководилась избиравшейся из числа сестер настоятельницей. Первая настоятельница Е. Иванова была избрана в 1777 году. Особыми духовными дарованиями отличались 2-я настоятельница общины М. П. Протасьева (в схиме Марф - 1785-1813), а также ее ученица, 4-я настоятельница О. В. Стригалёва (в схиме Олимпиада - 1813-1828).

С 1879 по 1914 год настоятельницей обители была Евгения Ивановна Страгородская (Еннафа Ивановна Страгородская, родная тетя Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского)

Игумения Евгения в 11-летнем возрасте поступила в качестве воспитанницы в Арзамасский Николаевский женский монастырь, в 1854 г. в возрасте 21 года пострижена в рясофор с именем Евгения. Спустя двенадцать лет, 21 декабря 1857 г., будучи уже мастерицей золотого шитья, инокиня Евгения, по желанию и воле своего отца вместе со своей сестрой Александрой перешла в Арзамасскую Духовную общину. В дальнейшем, как обладающая выдающимися способностями ума и послушания, она была выдвинута сестрами в качестве кандидата на должность казначея обители.

В 1879 г. после кончины начальницы Алексеевской общины матушки Варвары Евгения Страгородская выбирается сестрами на эту должность.В 1884 г. начальница Алексеевской общины инокиня Евгения Страгородская была удостоена «золотой медали в память освящения храма Христа Спасителя в Москве, для ношения на груди на Александровской ленте». Эта награда была получена матушкой Евгенией за прекрасную плащаницу и хоругви, которые сестры вверенной ей Алексеевской общины вышили и пожертвовали в новоосвященный храм Христа Спасителя.В период настоятельства игумении Евгении в Алексеевской обители сохранялись правила и монашеский устав, заведенный в обители еще в начале XIX века. Разнообразная деятельность сестер, их трудолюбие, развитие ремесел, умелое руководство игумении Евгении способствовали образованию крепкой монашеской общины, в которой насчитывалось более 800 сестер. В 1912 г. игумения заболела, а в 1914 г. болезнь окончательно ослабила ее. 27 апреля 1914 г. матушка Евгения скончалась.