Департамент культуры администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

25 сентября 2022 г.Суетнова Нина Ивановна

Арзамасские сапожки-вязанки: история уникального промысла

Мастера Арзамасского уезда славились разнообразными промыслами. Были среди них и широко распространенные, и редкие, и уникальные.

К числу последних можно отнести изготовление вязаной обуви. Сестры Никольского монастыря шили церковные облачения, украшали их золотной вышивкой; работали в монастырской иконописной мастерской; изготовляли обувь, вязали ботинки, пуховые платки и т.д.

Вязать ботинки сестры начали около 1840 года, а впоследствии обучили этому виду рукоделия и местных женщин. Так возник единственный в своем роде промысел в России, сочетавший в себе яркую эстетику многоцветной шерсти и издавна существовавшую в уезде технологию обувного производства. Он стал развиваться в городе еще и потому, что в Арзамасе и Выездной слободе существовал сапожный промысел, да и горожанки, под стать мужьям, всегда были деятельны, не сидели сложа руки, всегда старались подработать для дома, для семьи. И вот уже в Нижнем Новгороде, Москве и Астрахани, в далеком сибирском Томске и горах Кавказа, в донских степях и на Украине многие женщины оценили искусство арзамасских мастериц-вязальщиц.

А. В. Карпов свидетельствует, что вязание обуви представляет собой одно из наиболее распространенных занятий арзамасских мещанок в свободное время и является уникальным промыслом, возникшим и получившим распространение именно в Арзамасе [1].

«Никаких особых помещений, орудий, приспособлений нет; вязание производится в обыкновенных жилых помещением с единственным орудием - вязальными иглами (спицами) обыкновенной формы. Материал - крашенная шерсть разных цветов - крупными торговками покупается на Нижегородской ярмарке, потом перепродается мелким вязеям (вязея - название промышленниц) или дается им в работу с тем, чтобы они после за известную плату предоставили готовое изделие. Многие вязеи покупают шерсть так же в арзамасских купеческих лавках, которые запасаются шерстью на ярмарках. В кредит шерсть приобретается в небольшом количестве, потому что смышленые торговки предпочитают отдавать шерсть в работу, чем в кредит. Самая крупная торговка вязанками и шерстью - Артемьева (Артемиха); на нее работает вязанки пол Арзамаса; многие вязеи покупают ее шерсть, которой она запасается не только в Нижнем на ярмарке, но и в Москве. Если считать, что одна вязея израсходует в день 1/2 фунтов шерсти, то на 265 рабочих дней года ей нужно запасти около 130 фунтов шерсти.
При вязании употребляются самые разнообразные рисунки: чем ярче и красивее рисунок обуви, тем выше ценится она. Каждая вязея во время вязания непременно держит перед собой рисунок. Рисунки вяжут по канве, рисуют на бумаги и пр. рисунки самые разнообразные и ни чего постоянного, определенного в этом отношении нет.

А.В. Карпов детально характеризует технологию изготовления сапожек-вязанок. «Некоторые вязеи вяжут редко, т.е. оставляют большие промежутки между шерстью; другие вязеи вяжут часто, плотно; последние ценятся дороже, потому, что товар при частой работе выходит красивее. После вязания товар отделывают. Отделывание производится так: на внутреннюю сторону обуви нашивают войлок, пот которой для мягкости подкладывают лен; обмазывают крахмальным клейстером и сейчас же трут сапог мыльной водой и мылом. Крахмал иногда мешают с пшеничной мукой - тогда, по рассказам вязей товар отделывается чище. Вязанок становят на колодку, откатывают т.е. оттирают, печенным черным хлебом, который впитывает в себя всю дрянь из шерсти, завертывают в мокрую тряпочку и на колодке оставляют на ночь в печке. На утро вынимают из печки, снимают с колодки и обшивают верхнюю часть вязанок бахромкой. Бахромку ткут из шиневой бумаги сами же вязеи; сапоги и полусапоги бахромкой не обшивают. Пришиваются пуговки шнурочки и тп., и вязанок готов на продажу. Отделывание производится или самими вязеями или торговками, покупающими у них товар; другими словами - товар продается торговками отделанным и не отделанным. Торговки начинают отделывать товар с весны и продолжают в плоть до ярмарки. Все остальное время преимущественно вяжут. Каждая вязея умеет и вязать и отделывать; во время перед ярмаркой многие вязеи оставляют вязание и начинают отделывать получая от торговок плату с пары или с десяток изделий (пару хороших полусапожек стоит отделать 10-15 коп., таких полусапожек можно отделать 2-1/ пары)».

П.В. Еремеев к информации про арзамасских вязей добавляет важные сведения: «Изготовляли в Арзамасе не только женские полусапожки, ботинки, но и заказные мужские дорожные и спальные сапоги, полусапожки. Стоимость ботинок одноцветных доходила до 30 копеек, а клетчатых – до 40 копеек за пару. За цветные узорчатые надо было заплатить 90 копеек, а то и рубль. Дорогие по цене ботинки посылали взыскательным московским модницам, которые требовали работу из английской шерсти. Купеческие девицы довольствовались изделиями из шленской шерсти, а мещанские были рады и своей, русской поярковой. Арзамасские вязальщицы освоили также туфли «клюши» и «бабайки» - мягкие туфли вроде теплых домашних носков.

Разделение работы над ботинком увеличивало производительность. К концу 70-х годов женщины изготовляли до 600 тысяч пар обуви в год.

Сбыт больших обувных партий производили три раза в год: на известной в свое время Крещенской ярмарке в донской столице Михайловской, в середине лета в городе Лебедяни и осенью на Нижегородской ярмарке.

Только малую часть обуви продавали сами вязеи на местных рынках. Обычно, получая задатком шерсть, они работали на ту или иную «хозяйку», уступая ей 10 процентов с заработанного рубля. Такими «хозяйками» являлись мещанки Курносова, Болдинская (Феврония Вилянова, бывшая крепостная Пушкина) и Владимирская. Самой же главной скупщицей и торговкой обуви была в Арзамасе Ольга Артемьева, или, как еще ее называли , Артемиха. На нее в 80-е годы работала половина женщин города. Артемиха ссужала шерсть, которую привозила из Москвы и Нижнего огромными партиями. В Нижнем Новгороде арзамасские торговки держали свое подворье, куда и свозили вязанки.

В 1898 году газета «Нижегородские губернские ведомости» сообщала : «При поворотах направо и налево из средины главной линии (Нижегородской ярмарки) в поперечные пролеты вы, без сомнения, заметили толпы женщин с ботинками – это труженицы, с усердием и существенной пользою работающие, как пчелы в добром улье, в одном из уголков нашего Отечества, именно за сто верст отсюда в г. Арзамасе. Тамошние горожанки очень, убедительно доказывают, в какой мере трудолюбие не только мужчины, но и женщины может обеспечить благосостояние семейства. Счастлива женщина или девица, если при своем воспитании успела изучить рукоделье, которому она может уделять часы досуга от вседневных домашних забот. Еще счастливей она, если выбор ее рода занятий так удачен, что в нем видимо соединено приятное с полезным… Всякая молодая женщина в Арзамасе работает вязанки».

В 1880 году число вязей доходило до 3507 из общего числа жителей женского пола 6263. К этому надо добавить определенное количество вязальщих подгородных мест: Выездной слободы, деревни Пушкари, села Ивановского, Ямской слободы.

Корыстные перекупщицы, срывая неплохие барыши, торопили вязальщиц, заказывали «вязанок», а платили за работу все меньше. В спешке женщины готовили обувь уже небрежно, упрощали узоры, в конце концов покупатели стали жаловаться, что ботинки плохи. Торговки вынуждены были ходить в Нижнем Новгороде даже по домам, гостиницам, но сбывали все меньше и меньше. Заработок вязей стал по 10 копеек в день, а то и меньше.

В 1896 году Ольга и Мария Артемьевы в последний раз широко представили отлично выполненные изделия арзамасских мастериц. На Всероссийской промышленной и художественной выставке они показали 25 пар различной вязаной обуви по цене от 70 копеек до 7 рублей – «сапоги берлинские». В обувном ряду ярмарки в тот год, спросом пользовались «туфли с серебром на атласе», «сапоги большие русской шерсти» [2].

Как отмечают историки и краеведы, в начале ХХ века «бабий» промысел почти прекратился и 1915 году.