Департамент культуры администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

11 сентября 2023 г.Суетнова Нина Ивановна

Традиционная вышивка мордвы-эрзя.

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает свое понятие красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры.

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает свое понятие красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры. Бело-красно-черный колорит вышитой национальной одежды, изумительные по красоте головные уборы, многочисленные височные и шейные, шитые бисером и увешанные металлическими бляшками нагрудные и поясные украшения придали художественной культуре мордовского народа своеобразные и ярко выраженные черты.

Мордва, является самым крупным из народов финно-угорской языковой семьи и одним из крупных народов Среднего Поволжья. Сложная этническая история мордвы нашла свое отражение и в декоративно-прикладном искусстве. Мордовский народ не только создавал сам, но и творчески осваивал культурные достижения соседних народов, вкладывая свое понимание красоты в создаваемые произведения культуры. В XVIII- начале ХХ вв. древние традиции прикладного искусства мордвы получили свое яркое воплощение в шитье бисером, в изготовлении украшений из бисера, бус, пуговиц, металла и раковин, художественной обработке дерева. Значительное распространение имели узорное ткачество, вязание и аппликация. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства, сложность орнаментальных форм давно привлекали внимание исследователей.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны. Расположение вышивок на плечевой холщовой одежде зависело от покроя одежды, ее назначения. У всех групп мордвы рубаха была тунико-образной, но выделялись два варианта покроя- мокшанский и эрзянский. В связи с различным кроем рубах мордвы-мокши и мордвы-эрзи наблюдается и довольно четкое различие в расположении вышивок на них.

У мордвы-мокши в основе рубахи было одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и составляющее перед и спину. При сшивании основного полотнища с боковыми получалось четыре шва: два спереди и два сзади.

Вышивка на мокшанской рубахе, располагаясь вдоль швов, образовывала две группы параллельных линий спереди и на спине, идущих от плеч и заканчивающихся полуразетками.

Основу нательной рубахи мордвы-эрзи (панар, покай) составляют два полотнища холста, перегнутые на плечах поперек. При сшивании получалось тоже четыре шва, но расположение их было другое: по середине спины и груди и два по бокам.

На эрзянской рубахе вышивка концентрировалась вдоль шва на груди.

Вышивка на одежде всех групп мордвы располагалась вокруг шейного выреза, по плечам, рукавам, подолу и продольным швам основных полотнищ. Количество вышивки, ее колорит и состав орнаментальных мотивом зависели от назначения рубахи. Наиболее богатой по количеству вышивки всегда была праздничная обрядовая одежда. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный, как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора (на нашей мордовской рубахи есть розовый цвет). Особенностью мордовской вышивки является то, что вышивали без предварительного нанесения рисунка. И хотя многие орнаменты черпались в окружающей природе: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочки», но в мордовской народной вышивке преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические. Основным элементом орнамента вышивки является ромб, ромб с диагоналями, ромб с продленными и загнутыми сторонами и другие его варианты. Многообразие вариантов орнаментальных мотивов достигается за счет различных расстояний между ромбами, а также усложнения соединяющих их перемычек. Частым элементом является фигура из двух слитных ромбом или отдельных частей ромбом.

Основную декоративную нагрузку на рубахах мордвы-мокши выполняли вышивки наплечные и по подолу. Наплечная вышивка с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками: одной или четным числом небольших розеток, располагавшихся симметрично относительно наплечной вышивки. На многих праздничных рубахах наплечные вышивки переходили в нарукавные, достигавшие обшлагов. Орнамент в месте перехода чаще изменялся, и на плече сохранялась розетка , отмечающая переход плечевой вышивки в нарукавную. От плечевых вышивок по спине и груди вдоль швов центрального полотнищу спускались вниз симметричные полосы нешироких вышивок. На подоле они всегда заканчивались полурозетками, которые сзади, как правило, имели форму ступенчатых пирамид, а спереди- веерообразную, состоящую из трех-четырех мотивов и заключенных в четко обозначенные контуры. Полурозетки сзади всегда были смещены от продольных полос вышивки к центру полотнища, а полурозетки спереди сшивными швами делились на две симметричные фигуры. По обшлагам рукавов и краю подола располагались вышивки в виде бордюров. Однако спереди в нижней части центрального полотнища, где имитировался разрез, орнамент резко менялся, образуя своеобразный композиционный центр вышивки на подоле.

В верхней части вышитых продольных полос, там, где они отходят от наплечных вышивок, спереди и сзади располагались полурозетки и розетки. В тех случаях, когда продольные полосы вышивок спереди отсутствовали, исчезали и полурозетки. Подобное расположение вышивок характерно почти для всей мордвы-мокши.

Вышивка спереди у эрзян, группирующаяся вокруг центрального шва, представляет собой единое целое, но композиционно делится на три части. Верхняя часть окаймляет шейный вырез, нижняя- группируется вокруг имитации разреза, а пространство между ними занимает продольная вышивка. Расположение вышивок на обрядовой и будничной одежде было одинаковым. Вышивка на обрядовой одежде (покай) занимала большую площадь, нежели на будничной, иногда закрывала весь холст. Основу наплечной вышивки составляла розетка-ромб, обращенный одной из вершин к шейному вырезу, а противоположной к руке. От противоположной вершины шла наплечная вышивка, переходящая в нарукавную. Последняя заканчивалась вышивкой по обшлагу, очень широкой на обрядовой одежде. Нагрудная вышивка, иногда занимавшая на покаях всю верхнюю часть рубахи по ширине, опускалась до конца шейного выреза и состояла из продольных полос, почти примыкающих друг к другу. Композиция вышивки на подоле отличается от мокшанской: отсутствуют парные полурозетки спереди; центральная вышивка, имитирующая разрез, сильно вытянута по вертикали и примыкает к нагрудной. Сзади, как и на мокшанской рубахе, имеются крупные полурозетки, которые соединяются с наплечной вышивкой продольными полосами вышивок.

На будничной одежде мы уже не наблюдаем такой развитой наплечной вышивки, переходящей в нагрудную. Состав орнаментальных мотивов упрощается. Это в основном квадраты, зигзагообразные мотивы, ромбы были небольшие и повторялись по нескольку раз, вышивка по подолу превратилась в узкую полосу бордюра, полурозетки исчезли.

Одной из составных и специфических частей декоративного комплекса костюма мордвы-эрзи является набедренник (пулай, пулагай, пулакш). Пулай — элемент эрзянского народного женского костюма, который носили на поясе - это тканный пояс-валик, выполненный из конского волоса и шерсти, который может весить от трёх до пяти килограмм. Пулай носили на бёдрах поверх рубашки. Различают пулаи двух видов: без валика (пулокаркс, цёкокаркс) и с валиком (пулагай, пулай, пулакш). В его основе — прямоугольный кусок картона или войлока длиной 20-30 см. Лицевую сторону украшали вышивкой, плоскими пуговицами, раковинами, позументом, бахромой из медных цепочек и цветного бисера. Чтобы нити не путались пулай вымачивался в специальном растворе. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм

В фондах нашего музея, в силу объективных причин, не так много предметов мордовской коллекции. Но мы бережно храним то малое, что есть у нас. И хотя наша коллекция не очень большая, но она достаточно колоритная и требует дальнейшего изучения.

Все исследователи мордвы отмечали значительное количество видов женских головных уборов. В своей обобщающей монографии по одежде мордвы В.Н.Белицер выделяет 19 основных видов женских головных уборов. Они отличаются конструкцией, расположением декоративных отделочных материалов и вышивкой.

Мы рассмотрим женский головной убор мордвы-мокша «бабань панга». По обычаю его дарила свекрови молодая сноха, как доказательство своего трудолюбия и мастерства в женских рукоделиях. Узоры на бабань панга никогда не повторяются. Уже к концу XIX века такие уборы считались устаревшими и в 20-е годы XX века их носили только женщины пожилого возраста.