Департамент культуры администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

15 июня 2022 г.Суетнова Нина Ивановна

Пулакш - деталь традиционного женского костюма мордвы эрзя Арзамасского уезда XIX в.

Костюм способен хранить тайны своего народа очень долго, он может рассказать много интересного о своем носителе. Посмотрев на одежду определенного народа, можно узнать о нем почти все.

Костюм способен хранить тайны своего народа очень долго, он может рассказать много интересного о своем носителе. Посмотрев на одежду определенного народа, можно узнать о нем почти все.

Мордва – это одна из народностей финно-угорской группы, которые исконно проживали в центральной России, Поволжье и являлись коренным населением нашего Арзамаса.

Мордовский национальный костюм появился на заре развития этой народности среди крестьянского населения, и был наделен некоторыми характерными чертами, такими как специфические разрезы, особые ткани, специально подобранные украшения. Стоит отметить, что из-за того, что костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или одеть, в зависимости от ситуации. В создании костюма мордвы отразилась самобытность этого народа. Некоторые историки считают создание костюмов такого типа вершиной рукоделия мордовских женщин.

Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки, и при этом очень удобны. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц, их гармонично развитым вкусом. Костюм обычно был украшен вышивкой с использованием ракушек. Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама, а обязательно прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов!

Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши. Сверху панара женщины надевали сарафан. Традиционный народный костюм, который сохранился во многих сёлах Мордовии и традиционного проживания эрзян за пределами республики. В настоящее время надевается по случаю праздников и важных событий. Сохранившиеся по сей день костюмы передаются от матери дочерям.

Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его пушистыми кистями. У мокша рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны – поксты.

Вместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.

Пулай — элемент эрзянского народного женского костюма, который носили на поясе - это тканный пояс-валик, выполненный из конского волоса и шерсти, который может весить от трёх до пяти килограмм. Пулай носили на бёдрах поверх рубашки. Различают пулаи двух видов: без валика (пулокаркс, цёкокаркс) и с валиком (пулагай, пулай, пулакш). В его основе — прямоугольный кусок картона или войлока длиной 20-30 см. Лицевую сторону украшали вышивкой, плоскими пуговицами, раковинами, позументом, бахромой из медных цепочек и цветного бисера. Чтобы нити не путались пулай вымачивался в специальном растворе.

Взрослая женщина не могла появиться на людях или в обществе мужчин без пулая, что было равносильно появлению без одежды. Женщины не снимали его даже летом во время работы в поле, даже такие тяжелые работы, как косьба, вязание снопов, эрзянка выполняла, не снимая набедренника. В зависимости от места бытования, он имел различную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую. Пулай имел сакральное магическое значение и выполнял защитные функции оберега: дурной глаз запутывался в чёрных тугих нитках и не мог сделать женщину бесплодной.

Дополнительно служил и для утепления, уберегая женщину от простуды и переохлаждения почек. Тяжёлый пулай делал тело женщины более сильным, а бедра и икры более округлыми.

Интересен тот факт, что каждая девушка-эрзя должна была изготовить такой пояс к своему совершеннолетию. И потом в течении всей жизни он был ее неотъемлемым спутником. Девушка начинала носить его в подростковом возрасте и носила до преклонных лет.

В фондах нашего музея, в силу объективных причин, не так много предметов мордовской коллекции. Но мы бережно храним то малое, что есть у нас. В частности, в нашей коллекции есть четыре пулакша. Основа из толстой холщевой ткани. Украшен раковинами-каури, бусинами. Вероятнее всего этот пулакш праздничный, по цвету бахромы.