Департамент культуры и туризма администрации г. Арзамаса Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

29 июня 2019 г.Суетнова Нина Ивановна

Два платка — две истории

Исстари платки и шали были дополнением и украшением женского костюма повседневные и праздничные, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые, они ведут с глубокой древности. В старину голову покрывали полотенцами, которые назывались убрусами. Сведения о полотенцах-убрусах встречаются уже в письменных памятниках 12 века. Для покрывания головы использовались и куски ткани – платы. Полотенца-убрусы и платы-платки обычно носили поверх головного убора и только с отмиранием народного самобытного народного костюма в 19 веке головные полотенца уходят из быта, а платками начинают покрывать голову, сначала поверх мягких волосников, а затем- прямо на волосы.

Среди экспонатов Арзамасского историко-художественного музея достойное место занимает собрание платков и шалей конца 19 – нач. 20 веков, которое является одним из интереснейших и колоритныхОсобую ценность имеют платки с печатными клеймами, позволяющими установить, место, а иногда и время их изготовления. В нашем музее имеется 31 такой платок. Это изделия Московской мануфактуры Будаевых , фабрики Посылина в Шуе , Московской Трехгорной мануфактуры тов. Прохорова , фабрики Рубачевых в Шуе , Товарищество Даниловской мануфактуры , мануфактуры Баранова , Павлово-Посадской фабрики . Наличие клейм позволяет датировать предметы концом 19 – нач. 20 в.в.

Хлопконабивное дело в России стало укореняться со 2-й пол. 18 столетия в связи с развитием текстильной промышленности. Самые крупные заведения были построены во Владимирской, Московской и Петербургской губерниях. А с начала 19 в. хлопконабивные производства платков появляются и в Нижегородской губернии, а так же в Рязанской, Воронежской и Саратовской.

Вначале набивные ситцы были модной и дорогой новинкой, доступной только высшим слоям общества. Изготавливались они вручную: на хлопчатобумажную ткань (как правило, это был индийский или английский миткаль) набивали рисунок деревянными досками-манерами. С появившейся в 1847 г. на фабрике Посылина в Шуе пирротины началась механизация ситценабивного производства. Одновременно шла замена дорогих привозных тканей отечественными, вырабатывающимися на российских мануфактурах.

Развитию набивного дела способствовало изобретение нового химического красителя – анилина, обладающего к тому же большой прочностью по сравнению с естественными красителями.

Кроме того в ситцево-набивном производстве находили отражение важнейшие явления общественной и культурной жизни. Особенно широко популяризовались события Отечественной войны 1812 г.,, манифест 1861 г. Об отмене крепостного права. Коронация русских императоров и императриц, празднование трехсотлетия дома Романовых. Юбилейные платки выпускали Прохоровская трехгорная мануфактура, Товарищество Вычугинских мануфактур, Даниловской мануфактуры и др. Были платки, посвященные АлександруIIОсвободителю, Иоанну Кронштадскому, коронованию НиколаяIIи Александры Федоровны и другие.

В собрании нашего музея имеется платок с клеймом товарищества Даниловской Мануфактуры в Москве, посвященный Иоанну Кронштадскому (настоящее имя Иван Ильич Сергеев). Это видный церковно-общественный деятель православной Российской церкви. Он известен как большой подвижник и популяризатор трезвеннического движения в Российской империи, занимался частной благотворительностью, раздавал все свое жалование бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом. Это привело к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене. Основал «Дом трудолюбия» (работный дом с мастерскими), школы для бедных, женскую богодельню, детский приют, ввел общую исповедь, призывал к частому приобщению Святых тайн. Канонизирован в лике праведных Русской Православной церковью за границей 19 октября (1 ноября) 1964 г., впоследствии 8 июня 1990 г.- Русской Православной церковью в России (Святой праведный Иоанн Кронштадский).

Центральное место в среднике платка занимает погрудное изображение Иоанна Кронштадского, а по краям в декоративных розетках: 1. Общий вид села Суры. 2ю Дом , в котором живет И.Кронштадский. 3. Андреевский собор. 4.Дом трудолюбия.

Другой тематический платок, хранящийся у нас в музее, изготовлен Государственным Владимиро- Александровским трестом хлопчатобумажной фабрики специально для делегатов Первого Всесоюзного Учительского съезда, проходившего в Москве 12.01.25 г. Это агитационный платок с изображением вождей мирового пролетариата: в центре – Ленин, а в каждом углу платка в овалах изображены: К. Маркс, Ф.Энгельс, М.Калинин, Л.Троцкий.

Кроме того, что тематические платки выпускались небольшими партиями и уже одно это делало их уникальными, у данного платка есть своя удивительная история. Почти шесть десятилетий эта реликвия хранилась в семье местных жителей Бебешиных и оказалась у нас в музее , когда в 1991 г. они покинули Арзамас.

Богатая купеческая семья Бебешиных жила на Соборной площади в доме, где сегодня расположено медицинское училище. После революции, когда волна репрессий захлестнула страну, Н.В.Бебешин был арестован, а семья была веселена и перебралась в другой дом. В начале 30-х годов Бебешиных снова готовят к выселению и из этого дома. Но один из сотрудников НКВД увидел маленький столик, покрытый платком с изображением вождя революции. «Чей платок?» - спросил красноармеец. Домочадцы дружно ответили : «Наш!». «Семья, в которой хранится такая вещь, не может быть выселена из своего дома!» - сделал вывод красноармеец. С тем и ушел. Так платок спас семью и долгие годы хранился в семье как реликвия.

Коллекцию ситцевых платковмы активно используем как в экспозиционно-выставочной, так и в научно-образовательной деятельности. Коллекция постоянно пополняется, являясь неиссякаемым источником вдохновения для местных художников и искусствоведов.