Департамент культуры и туризма администрации г. Арзамаса Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

18 ноября 2016 г.

Праздник Рождество Христово в России и Арзамасе

Великий христианский праздник Рождество Христово празднуется в России 7 января (25 декабря по старому стилю). Иисус Христос родился в 5508 году от сотворения мира в городе Вифлиеме, расположенном в Иудейском царстве, куда направлялись из Назарета Мария и её муж Иосиф, поскольку там проходила перепись населения. Местом рождения Иисуса Христа была пещера, в которой находился хлев. Мария спеленала своего сына и положила его в ясли, куда клали новорожденных ягнят, около которых стояли вол и осёл. По некоторым толкованиям, эти животные, пришедшие поклониться младенцу, символизируют народы: вол — иудеев, а осел — язычников. Здесь уместно вспомнить стихи Бориса Пастернака:

« Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчиную шубу

Ослиные губы и ноздри вола ».

Первыми весть о рождении Спасителя услышали от ангелов смиренные пастухи. Чудесной Вифлиемской звездой Рождество было возвещено Волхвам, принесшим дары младенцу Иисусу.

Христиане верят, что Бог послал в этот греховный мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели.

Этот праздник всегда считался праздником милосердия: в рождественские дни царили радушие и хлебосольство. Каждый старался проявить доброту , щедро угощая и одаривая; угощали знакомых, соседей, не обижали даже незнакомцев, странников и бедняков.В этот день не работали, ходили в церковь, обильно накрывали столы, ведь до Рождества Христова был пост.

На праздник Рождества Христова было принято дарить подарки близким и друзьям. Обычай дарить подарки на Рождество — напоминание о дарах, которые привезли младенцу Иисусу Христу волхвы. В качестве рождественских подарков были распространены не только сладости, но и фарфоровые изделия, шкатулки, духи, книги и т.п.

С самого раннего утра улицы наполнялись гомоном ребятни. Группы детей-христославов ходили ватагой по дворам «Христа славить», то есть пели песни и читали стихи, прославляющие Иисуса Христа.Это были четверостишия типа:

«Я — маленький хлопчик

Принес Богу снопчик,

Христа величаю, а Вас

С праздником поздравляю!»

Праздник Рождество Христово широко праздновался по всей России. Поэтому, не случайно , существует много поговорок и примет, связанных с этим праздником.:

« Если на Рождество путь хорош — к урожаю гречи»;

«На Рождество Христово метель — пчелы хорошо роиться будут»;

«На Рождество опока (иней) — урожай на хлеб; небо звездистое — урожай на горох».

Многие элементы празднования Рождества были традиционными, но почти во всех городах существовали местные обычаи. Об арзамасских традициях нам поведал старожил города А.Потехин:

«В Арзамасе на первый день Рождества на обед варились щи из кислой капусты с солониной, жарился гусь и подавался заливной поросенок со сметаной и хреном. А до праздника, в Рождественский пост, на столах арзамасцев были только рыбные блюда и пироги пеклись с рисом с вязигой или севрюгой.

Среди служилого люда, купечества и мещан Арзамаса существовал обычай «делать визиты» на праздник Рождества, а также в Новый год. Визитные карточки рассылались по почте или их разносили по домам. Визитеры начинали появляться в домах с 9-ти утра и так до 3-4 часов дня. Некоторые горожане для нанесения визитов нанимали извозчика, а другие «визитировали» пешком. Для приема визитеров и их угощения накрывался праздничный стол с винами и закусками, среди последних обычно фигурировала селедка с каким-нибудь домашним цветком во рту, окорок и запеченная ножка телятины, украшенная белой или цветной бумагой с нарезанной и завитой бохрамой, сыр, консервы, икра и т.п. Визит не продолжался более 10 минут. Считалось,что если на Рождество не успеешь сделать визита, то его обязательно надо сделать на Новый год. Этот обычай существовал в городе вплоть до 1917 года.».

На второй день после праздника устраивался обед «для разных». Такие обеды были традицией. На них приходили нищие, инвалиды и юродствующие. А закуска к водке и смородиновой настойке бывала по тем временам очень простая: колбаса с языком, соленые снетки (мелкие рыбешки), длинные пироги скапустой и яйцами.

Второй день Рождества посвящался роженицам и повивальным бабкам. Затем, вплоть до Масленицы, наступало время сватовства и свадеб.

Материал подготовила главный хранитель фондов историко-художественного музея г. Арзамаса Спирина Н.А.