Департамент культуры администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

6 сентября 2021 г.Спирина Наталья Александровна

Железная дорога в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Великая Отечественная война 1941-1945гг. потребовала от всего народа не усилий, а как говорил Лев Гумилев, – «сверхусилий». Железнодорожники – не исключение.

Великая Отечественная война 1941-1945гг. потребовала от всего народа не усилий, а как говорил Лев Гумилев, – «сверхусилий». Железнодорожники – не исключение. С первых же дней войны пришлось полностью перестроиться на военный лад. В прифронтовой зоне перевозки были под бомбёжками, обстрелами, со взрывами, с массовой гибелью людей, с полным изменением всего привычного порядка пассажирских и грузовых перевозок. В тылу резко возросла нагрузка на потоки грузов с заводов Урала, Сибири в направление фронта. А со стороны линии фронта шел целый вал поездов с беженцами, с эвакуируемыми предприятиями, со всем тем, что приходилось вывозить в тыл со стороны западных границ, где шли ожесточенные военные действия.

Работой железнодорожников нельзя не восхищаться. Они обеспечивали доставку резервов боевого имущества и техники с Дальнего Востока, из Средней Азии своевременно, с курьерской скоростью. Благодаря их героическим усилиям, были сорваны планы врага и нанесён победный контрудар. Только за период с 15 ноября по 15 декабря 1941 года в Москву поступило 353 воинских эшелона. В этом и заключается особое значение деятельности тружеников железнодорожного транспорта, без участия которых нельзя себе представить победоносного завершения сражения за Москву.

Арзамасский железнодорожный узел являлся одним из ворот к Москве и имел в то время большое стратегическое значение не только в планах советского командования, но и в планах гитлеровских войск. Немецкое командование неоднократно засылало самолёты для фотосъёмок узла. Зенитные батареи, сформированные из женщин-вносовцев, бдительно охраняли подступы к железнодорожному узлу. При одном очередном налёте, около переезда на станции Арзамас-Iбыл сбит немецкий самолет «Смит-8», обломки которого потом ещё долгое время лежали в воронке, как трофей. Часто были случаи, когда немецкое командование направляло отряды самолётов-бомбардировщиков на город Горький (ныне – Нижний Новгород) и поезда из Арзамаса следовали до Горького, сопровождаемые жутким гулом, особенно ночью. В Горьком они находились под бомбёжками до обратного отправления, несмотря на это, железнодорожники вовремя доставляли грузы на место назначения.

Первое вынужденное отступление наших войск принесло огромное количество повреждённой техники, которую направляли в ремонтные базы, в тыл, на восстановление. По мере быстрого переоборудования эвакуированных заводов, с Дальнего Востока поступали эшелоны с новой техникой. К концу 1941 года она стала поступать во всю силу. К новой технике относились крытые брезентом платформы. Под брезентом сотни эшелонов везли новые танки, самоходное оружие, самолёты в разобранном виде и легендарные «Катюши» и «Андрюши».

Одной из крупных танковых ремонтных баз была на станции Кожевенная, на участке Арзамас-Горький. Этот груз дважды проходил по Арзамасскому узлу: эшелоны формировали на ремонт танков, а после ремонта они снова отправлялись на фронт. Из города Павлово, со станции Металлист, грузились и отправлялись на фронт воинские эшелоны кавалерии. Со станции Ворсма поступал груз медицинских хирургических инструментов. Со станции Мыза поступал груз макаронных изделий и других продуктов. Со станции Горький поступали вагоны с мукой. С Дальнего Востока поступал груз с живой силой и вооружением. В начале войны весь этот груз формировался и направлялся на Московское и Волгоградское направление. Вместе с повреждённой техникой из Москвы поступали эшелоны эвакуированных заводов, которые направлялись в тыл для переоборудования на военный лад. В 1942 году было погружено несколько эшелонов собак, которых мобилизовывал в городе Арзамасе военный комиссар И. Наумов. Этот груз тоже дважды проходил по Арзамасскому узлу. На базе станции Кожевенная, собак дрессировали и приучали к танкам, а после направляли на фронт. Кроме эшелонов на железнодорожный узел поступал большой поток беженцев из Москвы, многие были на своих собственных машинах. Это создавало дополнительную нагрузку для железнодорожников.

Большие трудности в годы Великой Отечественной войны испытывало арзамасское паровозное депо в вопросе обеспечения эшелонов паровозами. Начальника депо Борисова отозвали в Московский военный округ, как специалиста. Некоторую часть паровозных бригад мобилизовали на фронт, и этот первый период войны коллектив пережил особенно трудно. Депо принял заместитель начальника по эксплуатации Константин Иванович Федоровский, его заместителями были Мельников В. и Куницын А.Г. В начале войны на фронт были мобилизованы машинисты Зотов М., Лызлов И.А., Матухненко А., Будников В., помощник машиниста Журавлев и другие, которых в 1943 году приказом НКО вернули обратно в депо. Паровозные бригады проявляли героизм и мужество, преодолевали все невзгоды. Не считаясь с отдыхом и временем, водили на больших скоростях тяжеловесные поезда и полностью обеспечивали тягой весь поступающий груз по железнодорожному узлу.

Если отопление паровозов в мирное время осуществлялось каменным углем, то в военное время паровозные топки топили дровами, т.к. поступление угля прекратилось, ввиду оккупации угольных бассейнов страны. Решением Государственного комитета обороны от 21 февраля 1942 года отопление всех паровозов было переведено на дровяное. За одну поездку до г. Горького на паровозе сжигалось 25-30 кубометров дров, а умещалось только 8-10 кубометров, поэтому их добавляли буквально на каждой станции, чтобы обеспечить продвижение поезда. В виду огромного расхода дров, дровяные склады были организованы не только на станциях, но и на всех разъездах. Склады день и ночь пополнялись дровами, которые привозились из леса на лошадях, сырые, прямо с корня. Иногда, при отправлении особо срочного поезда, которому создавались все условия «зелёной улицы», на паровоз подавали 1-2 упаковки угля. Паровозники берегли его как золотой запас. Для того, чтобы как-то обеспечить парообразование котла паровоза, на всех станциях около водозаборных колонок паровозники разрывали снег и ведрами набирали шлак, оставшийся от угля и от чистки паровозных топок с довоенного времени. Шлаком они засыпали в топках живое сечение колосниковой решетки, создавали подушку, через которую холодный воздух поступал к дровам более равномерно и уменьшал охлаждение топки. Так добивались парообразования. Этот тяжелый труд буквально выматывал силы паровозных бригад, но упорство и стремление к победе помогали преодолевать все трудности. Поезда следовали по графику! Основной склад топлива на станции Арзамас-2, начальником которого был Нестеров, принимал огромное количество вагонов с дровами. Для своевременной выгрузки привлекалось местное население, и городские организации тоже направляли своих работников. Чтобы облегчить труд рабочим склада, инженер депо Кожеватов В.Ф. изобрёл электроколун для раскалывания наиболее крупных дров. Рабочие склада проявляли героизм в труде. Например, рабочий Гераськин М.Д., позже заместитель начальника склада, обладатель многих наград и премий, за восемь часов один выгрузил 60 кубометров дров. Особенно выделялись своим трудом трое братьев Новиковых: Николай, Иван и Сергей, рабочие Левин, Туков, Феоктистова Мария и другие. Паровозники сами помогали рабочим нагружать дровами свои паровозы. Героями тыла во время войны стали машинисты Белянушкин М.А., Архангельский Е.Л., Будников В.Г., Агапов В.Н, Петров Ф.П., Зотов М.И., Карпухин А.И., Маслов А.В., Сухинин Б.Д., Шабалин Б.Д., Николаев К.И. и многие другие.

В то время были созданы фронтовые бригады, в которые входили самые передовые и ответственные работники всех служб. В паровозном депо ремонтники создали штурмовую бригаду с военной дисциплиной, руководил ей мастер депо Личманов. Строгая военная дисциплина, основанная на сознательности людей, обеспечивала своевременный выпуск паровозов из ремонта. Из лучших работников железнодорожного узла организовывались поездные паровозные колонны фронтовых бригад, работавших под непосредственным руководством Министерства путей сообщений на передовой линии фронта. Организовывались специальные восстановительные поезда, входившие в железнодорожные технические войска для восстановления мостов и разрушенных объектов. Очень трудной была зима 1941 года. Для доставки военных грузов в Москву, на помощь коллективу депо Черусти, было направлено 29 арзамасских паровозников. В один из воздушных налетов врага были ранены машинист А.И.Ляпин и его помощник. Паровоз машиниста М.Д.Юшина попал под обстрел самолетов на одном из разъездов. Много вагонов было повреждено, пулями был пробит тендерный водяной бак у паровоза. Бригада под обстрелом забила пробоины деревянными пробками. Раненного машиниста пытались направить в госпиталь, но он остался в бригаде за инструктора, а раны перевязывал в проходящих санитарных поездах. Паровозная бригада в составе машиниста А.К.Карпухина, помощника С.Феоктистова и кочегара В.Пальманова проявила мужество под Смоленском в 1944 году. На станции поезд попал под бомбежку. Горели вагоны. Бригада растаскивала их. Помогал прицеплять вагоны к паровозу и Владимир Пальманов. Во время взрыва бомбы славный арзамасец погиб. При исполнении служебных обязанностей погибли машинист Н.И.Федоровский и помощник машиниста Н.Давыдов.

Особо хочется отметить труд семей арзамасских железнодорожников. Несмотря на суровую зиму и снеговые заносы, все члены семьи, дети, домохозяйки, независимо от возраста, принимали самое активное участие в работе железнодорожного узла. Они организовывали доставку горячей пищи прямо на паровозы, очищали пути и стрелки от снега, помогали в заготовке дров, наводили порядок в цехах, обслуживали воинские эшелоны и строго контролировали труд и отдых мужей и сыновей. Хорошими организаторами показали себя жены машинистов Душутина А.М., Шурова Ф.И., Блинова И.С., электросварщика Ширкина.Железнодорожный клуб имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург был превращен в военный эвакопункт. Домохозяйки из семей железнодорожников прямо с товарных и санитарных поездов принимали тысячи раненных бойцов, часто прибывавших без первичной санитарной обработки, с поля боя, из окопов Подмосковья. В клубе они перевязывали солдатам раны, поили и кормили их, писали письма родным, а вечерами устраивали на сцене клуба концерты и своим искусством вынуждали бойцов на какое-то время забывать о своих ранах. Нет цены этому женскому коллективу! Вот их имена: Гурикова Лидия, Трушина Клавдия, Вакурова Лилия, Старшова Елизавета, Куренкова Зинаида, Токарева Клавдия, Акимова Валентина, Киселёва Антонина, Буланова Ольга, Минина Анна, Рябинина Елена, Косорукова Мария, Челищева Анастасия, Евлина Евгения, Писаревская Евдокия, Копнина Елизавета, Юдина Пелагея, Пудовкина Нина, Пушкова Раиса. В коллективе был один мужчина- Василий Парамонов.

 

В первые дни войны многие специалисты, работавшие на железной дороге, ушли на фронт. Приказом правительства в 1942 году некоторые вернулись на свои должности, но людей не хватало. Для обеспечения поездной и маневровой работы были организованы курсы подготовки машинистов и паровозных бригад из женщин. Первыми машинистами стали В.Мельникова и А.Погорелова, помощниками машинистов – Л. Слакаева, В.Буркова, А.Лобарева и другие.

Военное положение, которое было введено в Арзамасе, на железнодорожном узле создавало огромные трудности, особенно в формировании поездов. Строгая светомаскировка, запрещение звуковых сигналов грозили нарушению техники безопасности в работе железнодорожного узла. Для затемнения паровозных фар, стрелочных указателей надо было специально изготавливать темные щитки с щелевыми прорезями. В будках машинистов особыми колпачками затемняли свет электроламп. Наглухо закреплялись свистковые приводы на паровозах. Окна на всех служебных и жилых помещениях затемнялись. День и ночь дежурили контрольные посты. За нарушение строго наказывали. Но, несмотря на это, работники железнодорожного узла трудились самоотверженно и выполняли всю необходимую работу по формированию, расформированию и отправлению воинских грузов. Эту работу выполняли маневровые паровозные бригады, в которые входили составители поездов, стрелочники, маневровые машинисты. Лучшими в то время были: Егоров М., Тихонов П., Бурлаков И., Серенов М., Баданов И., Блинов И., Елпатов Ф. и многие другие. Геройский поступок совершил Василий Васильевич Данилов. Рискуя жизнью, он залезал в горячую топку и устанавливал на свое место, упавшие в поддувало колосники. Несмотря на то, что его обильно поливали водой, буквально через одну-две минуты на нем загоралась одежда. В.В.Данилов трижды был награжден значком ударника.

Железнодорожниками было сделано много новшеств для ускорения оборота паровозов и вагонов. Например, использование паровозов без захода в депо. При наличии на паровозе топлива, бригады менялись прямо на путях, этим сокращалось время стоянок эшелонов. Вагонники ремонтировали вагоны, не отцепляя их. Было сделано много и других дел. К этому призывали решения партийных собраний, беседы агитаторов, плакаты, транспаранты, стенная печать. Комсомольцы, коммунисты, молодежь день и ночь контролировали всю работу железнодорожного узла. Особенно следили за своевременным ремонтом паровозов, вагонов, отправлением и формированием воинских эшелонов. Арзамасские железнодорожники приняли активное участие в движении за создание фонда обороны. Например, 3 августа 1941 года, в День железнодорожника, все вышли на воскресник. Одни ремонтировали подвижной состав, другие заготавливали дрова, третьи – собирали и отгружали металлолом. Заработанные деньги вносились в фонд обороны. С огромной силой разгорелось соревнование за выполнение фронтовых заданий. Бригады мастеров Ф.В.Гладышева, Г.А.Беднякова и других успешно перевыполняли обязательства, обеспечивали выпуск из ремонта по 1400 вагонов в год, вместо 500 в довоенные годы. Бригады слесарей на пункте технического осмотра меняли неисправные рессоры у вагонов проходящих поездов за три минуты, вместо 16-ти по норме. Широко развернулось движение по совмещению профессий. Н.И Демин овладел тремя профессиями: слесаря-автоматчика, осмотрщика-пролазчика и поездного вагонного мастера. Насчитывалось более 50-ти рабочих-универсалов, которые по первому зову выходили туда, где это срочно требовалось. На изготовлении запасных частей арзамасские железнодорожники сэкономили более 650 тысяч рублей и построили два поезда- бани для фронтовиков.

За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, за мужество и высокое мастерство 147 железнодорожников Арзамаса были награждены орденами и медалями СССР. Самой высокой наградой- Орденом Ленина в паровозном депо были награждены 8 человек: Белянушкин М.А., Федоровский К.И., Петров Ф.Н., Брагин И., Серков М.Л., Кашенков, Блинов И.С. и Николаев И.И. Депо станции Арзамас-2 было присуждено переходящее Красное знамя Казанской железной дороги.