Департамент культуры администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

9 февраля 2021 г.

История одного экспоната

В фондах Арзамасского историко-художественного музея хранится редкая фотография: на ней изображены 11 молодых парней 1907 года рождения.

В фондах Арзамасского историко-художественного музея хранится редкая фотография: на ней изображены 11 молодых парней 1907 года рождения. Фотография сделана в 1929 году, значит, им всем было тогда по 22 года. Это работники Московско-Казанской железной дороги. В то время курсы всеобщей военной подготовки были образованы во многих организациях, в том числе и на железной дороге. На фотографии изображены участники допризывной военной подготовки учебного пункта, который располагался на военной платформе станции Арзамас-IIМуромского отделения. Занятия проходили с 23 марта по 3 мая. Это были допризывники из Мурома, Саранска и Арзамаса. Примечательно то, что среди них мы видим Героя Советского Союза летчика Николая Францевича Гастелло (сидит первый слева). В этой группе он был парторгом, приехал из Мурома.

Родился Николай в Москве, но в 1924 году его отца перевели работать в Муром. Вместе с отцом туда переехала жить и вся семья. У Николая была ещё сестра и младший брат. В сентябре 1925 года Николай пришёл работать на паровозоремонтный завод, вначале – подсобным рабочим и учеником стерженщика, а затем слесарем-ремонтником станков в механическом цехе. Там же в 1928 году он был принят в члены ВКП(б). В Муроме Н.Гастелло прожил до февраля 1930г., а затем вернулся в Москву. В мае 1932 года Николай был призван в ряды Красной Армии и направлен в 11-ю военную школу пилотов в г. Ворошиловград (Луганск). После окончания школы был направлен пилотом в 82-ю тяжелобомбардировочную авиаэскадрилью, в 21-й авиационный полк. Николай прошел путь от пилота до командира корабля и не только получил звание капитана, но и был командиром четвёртой эскадрильи в своём полку. В апреле 1941 года Н.Гастелло был переведён в Смоленскую область.

22 июня 1941 года для летчиков началась боевая работа. К сожалению, бомбардировщики вылетали на боевые задания без истребительного прикрытия и несли огромные потери. За четыре дня на аэродром не вернулись около 30 самолетов. 24 июня при налете фашистских бомбардировщиков на аэродром, Николай Гастелло меткой очередью сбил «Юнкерс-88», а немецкий летчик был взят в плен.

26 июня 1941 года летчики получили задание: нанести бомбовый удар по войскам противника, идущим от Вильно к Минску. Экипаж Н.Ф.Гастелло вылетел на задание, с которого не вернулся. Его самолет был подбит и загорелся. Пожар самолету сбить не удалось, но Гастелло сумел выровнять машину и успел дать команду другому экипажу возвращаться на базу. Сам же с резким скольжением на крыло развернул машину и пошёл на скопление танков и бензозаправщиков противника, обнаруженных у лесочка на окраине деревни Декшняны. Командир эскадрильи Н.Гастелло отдавал себе отчет, что его подбитый самолет не дотянет до линии фронта, поэтому он направил горящую машину на колонну немецкой техники. 5 июля 1941 года из вечернего сообщения Совинформбюро о подвиге капитана Н.Ф.Гастелло узнала вся страна. 26 июля вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении капитану Н.Ф.Гастелло звания Героя Советского Союза (посмертно).

Имя Николая Гастелло стало символом мужества и верности воинскому долгу. За время войны огненный таран совершили около 500 летчиков.

Вот о чем нам рассказала найденная в фондах музея фотография, хранящаяся под номером АКМ 1769. На ней изображены, сидят: Н.Гастелло- парторг (Муром), Перепелов В. (Муром), Иванов – начальник части (Арзамас), Жемелев- политрук (Арзамас), Попов (Арзамас), Левин И.(Арзамас);

стоят: Егоров Н. (Муром), Коротин (Саранск), Судаков Т. (Арзамас), Малов А.(Саранск), Федоровский К. (Арзамас)

(В статье использованы сведения из книги «Высшей славы солдаты» томI, Литера, 2018).