Департамент культуры администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

18 ноября 2016 г.

Чернухинский золотный костюм

Технология изготовления золотной вышивки. История золотных костюмов села Чернуха.

Село Чернуха, что под Арзамасом, древнее. В 1630-1640 г.г. в Чернуху стали переселять крестьян Преображенского монастыря, которому принадлежали эти земли. О данном факте свидетельствует любопытный документ: «Грамота Арзамасскому воеводе Ф.К. Климонтову по судному делу между новокрещённой мордвой с. Селёма с крестьянами Преображенского монастыря с. Чернуха».

Считается, что село названо оно по имени реки Чернушки, которая была так глубока, что ее вода казалась черной. Другое предание гласит, что село наименовали по прозванию первых жителей - чернецов. Так называли в наших краях тех, кто не отступал от веры отцов и не подчинился нововведениям религиозной реформы 1640 г. – старообрядцев. Долго скрывались они, спасаясь от преследований. В нашем крае большинство раскольников обитало в глухих керженских лесах. Но обосноваться они решили на берегу Чернушки. До сих пор бытует в Чернухе песня:

Здесь солдаты- беглецы,

Из Заволжья черницы

Глушь в лесу облюбовали,

Скиты дружно строить стали.

Доказательство тому - существующая и по сей день старообрядческая церковь. Она действовала и в годы революции. До 1928 года был в селе и старообрядческий монастырь, монахини которого занимались золотной вышивкой, шили нарядный женский костюмы - «чернухинскую дивную обряду». До 20 пудов пшеницы отвозил зажиточный крестьянин в монастырь, чтобы заполучить для дочери-невесты наряд дивной красоты. Самые яркие детали костюма - фрагменты, вышитые золотом.

Представим себе монастырскую мастерскую... Низко склонясь над пяльцами, трудятся десятки женщин. Каждую привела сюда своя дорога. В монастырь шли не от хорошей жизни. Но, увлечённые делом, монахини забывали о мирских бедах. Не сразу швея бралась за иглу. Сначала она готовила рисунок, наносила узор на толстую белую бумагу. Затем узор по контору часто прокалывали иглой. После этого лист с узором накладывали на ткань и делали «припорошку»: через мелкие дырочки мел наносили на ткань, а бумагу осторожно снималась... Контур узора оставался на ткани. Затем из того же листа бумаги вырезали ножницами все крупные детали узора и наклеивали на ткань - каждая деталь на своё место. Называлось это картой. Теперь предстояла самая трудная работа - зашить карту металлической нитью. Эту нить сквозь ткань не пропускали, а прикрепляли на лицевой стороне тонкой ниткой. Применяя настил из бумаги, а то из верёвочки или кусочков бересты, пользуясь нитью разного кручения, толщины и тона, мастерицы добивались барельефности вышивки, металл блестел и переливался: букеты в вазах, звёзды, птицы и по сей день сохранили свою красоту и яркость.

Этим способом украшались мышки - вышивка на плечах рукавов. Так же вышивались женские головные уборы сорока и ленка - шапочка в виде пилотки, сверху посередине схваченная одним швом, которую носили обязательно с шёлковой накидкой. Вниз надевали волосник -ситцевую шапочку для волос. Запон, сарафан и трапециевидное завершение пояса также отделывались золотным шитьём. Особым шиком считалось, если все детали костюма были вышиты одним рисунком.

Каждый раз, начиная очередной костюм, мастерица продумывала новый орнамент. Как говорили старожилы, рисунок «брали из природы». Но он обязательно был одинаковым на всех деталях наряда. Еще один уникальный шедевр золотошвейного искусства - бахрома, которая одевалась вместо бус - «борода». Длина ее могла достигать 32 метров! Много умения требовалось, чтобы уложить её вокруг шеи так, чтобы ряд от ряда отходил на половину сантиметра. Нарушение расположения рядов считалось небрежностью. На бахрому надевалась витейка - шнурок из золотых, серебряных и черных нитей.

Простой на первый взгляд наряд – сарафан – на самом деле не так прост. Вот пример: длина сарафана 127 сантиметров, а окружность внизу – клиник - почти три метра. Шили сарафан из красного сатина, с вырезными проймами. Спинка узкая длинная, обшита позументом. Спереди нашит чёрный шнур, 18 пуговиц; в два ряда на подоле золотная бахрома, узкая бахрома и тесьма, а наверху - полоски позумента. Подкладка спереди и сзади из разных тканей.

Цвета роскошных косоклинных сарафанов, заложенных в мелкую складку, были разными: лиловые, вишневые, малиновые голубые, жёлтые. Шили их из тафты. А манжеты на рукавах алых или лиловых рубах обшивались тонким коклюшечным балахнинским кружевом. Из него делался и маленький воротничок, завязываемый на шее поверх бороды .

Запоны - своего рода фартуки - тоже были разными. Одно дело суетиться дома, при своих - всякий передник сойдёт. А если праздник, если гости или сваты приехали! В этом случае надевался запон полушелковый, лилового цвета, радужными полосами, с букетиком красных цветов, с нагрудником на подкладке из алого ситца; на подоле в два ряда нашита розовая фигурная тесьма. Подол может украшать бахрома, а чаще сеточка и из золотой нити вышитый рисунок, нагрудник бархатный. Но самый красивый запон - из бархата.

Вот еще чернухинский женский кафтан - пониток. Сшит из малинового штофа, длинный с длинными рукавами; сзади от талии идут пучка глубоких складок. Перед и пола отделаны золотым позументом, на подол нашиты бахрома узкая и широкая, агромент (плетёное из шнурков украшение), край подола обшит черной тесьмой. Подкладка из разноцветного ситца и белого холста. Носили его в Масленицу. А головной убор к этой одежде накрывали платком, обязательно на один конец. В таком наряде женщина была по-особому красива! Платки были разными. Вот один: шёлковый коричневый, растительный орнамент заткан золочёными и посеребренными нитями в центре - четыре корзины с цветами. Этот платок хранили как реликвию.

Одним из обязательных атрибутов обряды были «коробошные» ботинки с наборными каблуками работы выездновских мастеров. Коробошные - привозимые с ярмарки в коробке. Коробку не выбрасывали. На посиделки принято было ходить «со сменной обувью», так вот в коробке ее и носили.

Мужской наряд более скромный. Самое большое внимание в мужском костюме привлекал пояс. Он мог быть плетеным, крученым, шелковым, шерстяным. Пояса из крученого шелка с золотыми кистями были особенно красивы. К сожалению, ни одного экземпляра в селе не сохранилось.

Обряду очень берегли, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сохранить ее в советское время было довольно трудно. Так, в 22 мая 1895 года, в весеннюю Николу, почти все взрослое население Чернухи уехало в Арзамас на ярмарку. В селе остались старики да дети. Трое мальчишек развели костер во дворе, поднялся ветер - огонь перекинулся на соломенные крыши домов. В тот день сгорело 600 домов. Старики пытались спасти хотя бы что- то. Они бросали горящие сундуки с золотными костюмами в озеро. «На всю жизнь останутся в памяти плавающие горящие сундуки» - говорят старожилы.

Зажиточных крестьян в Чернухе было много. Когда их раскулачивали и выселяли, ограничивали число вещей, которые они могли взять с собой. И все-таки многие ухитрялись брать «обряду» в ссылку. Так, семья Е. 3. Шальновой- Бочковой была сослана в Челябинскую область. Детей укладывали на полу, а под головы детей прятали костюм. Вернувшись вечером из леса (работали на лесоповале) наскоро истопив печь и поужинав чем придется, вечерами, прежде чем уложить детей спать, вынимали костюм и любовались на него. Как самую дорогую реликвию хранят в этом доме еще 2 пояса - один принадлежал матери, а другой отцу. Костюм дорог всем, и не случайно чернухинский ансамбль народной песни называется «Золотые узоры»: 15 золотных костюмов хранят участницы ансамбля.

Костюмы были праздничными и повседневными. Так, в первый день свадьбы невеста была в ленке - девичьем головном уборе в накидке, а на второй день - уже в сороке головном уборе замужней женщины. Были сатиновые (кумачовые), шелковые и штофные костюмы. На Троицу надевали сатиновые сарафаны и без бахромы, а в Масленицу штофный пониток.

…По тракту, проходящему через Чернуху, ехал однажды в Саровский

монастырь сам Николай II со своей семьей. Царица Александра

Фёдоровна- женщина обладающая тонким вкусом и большой любовью

к прекрасному, не уставала восхищаться картинами природы,

предстающими её взору. Но когда она увидела стоящих по обеим

сторонам дороги селянок, которые вышли встречать кортеж,

изумление ее достигло предела. Дивные наряды женщин и девушек

настолько поразили царицу, что она воскликнула: «Природа и

одежда этого края необычайно красивы!» - и стала собственноручно дарить женщинам золотые монеты.

Чернуха, 2007

Маркевич А. И., ученица 10 «б» класса

Руководитель Г. А. Раштанова

Эта статья заняла 1-е место в конкурсе научно-исследовательских работ школьников и студентов "Мой музей", посвященном 50-летию Арзамасского историко-художественного музея

В материале использованы фотографии экспонатов Арзамасского историко-художественного музея.