Департамент культуры администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

31 марта 2022 г.Чиркунов Илья Вячеславович

Промысловый уезд.

Сегодня музейная экспозиция Арзамасского историко-художественного музея включает в себя раздел, посвященный социально-экономическому развитию города и уезда во вт. пол. XIX-нач. XX в.

Сегодня музейная экспозиция Арзамасского историко-художественного музея включает в себя раздел, посвященный социально-экономическому развитию города и уезда во вт. пол.XIX-нач.XXв. В нем особый интерес, с нашей точки зрения, представляет подраздел, в котором речь идет о состоянии мелкотоварного производства. На основании имеющихся статистических материалов, к которым имеет непосредственное отношение важная для нашего города историческая личность – Карпов А.В., хотелось бы поговорить о нескольких наиболее развитых направлениях мелкого производства Арзамаса и Арзамасского уезда.

В городе Арзамас и соседних населенных пунктах особо сильное развитие получили виды промыслов, связанные с обработкой волокна и животной продукции.

Когда речь заходит о заведениях по обработке волокна, в первую очередь необходимо отметить валеный промысел и валяльное производство. Крупное валеное производство сосредотачивалось в городе Арзамасе. Арзамасские кустари, в основном, были заняты валянием кошем, обуви, стелек и шляп. Во второй половинеXIXвека валеный промысел в Арзамасе существовал в двух основных видах – кустарный и отхожий.

Принято считать, что валеный промысел распространился в Арзамасском уезде благодаря распространенным здесь кожевенным заведениям. Кустари получали от кожевенников сырье в виде шерсти, которое и использовалось для дальнейшей обработки. Однако существует еще одна теория, относительно которой развитие промыслов по обработке волокна стало возможным благодаря существовавшей в селе Красном суконной фабрике. После того, как фабрика была закрыта, многочисленные рабочие, обученные основным принципам работы и производства вещей из волокна, стали заниматься им дома.

Иногда, существовавший в Арзамасском уезде валеный промысел называют «пришлым». В данном случае его формирование стало возможным благодаря мастерам Семеновского уезда, где этот вид производства, в серединеXIXвека, был хорошо развит. С другой точки зрения, валеный промысел пришел в Арзамасский из Балахнинского уезда и вначале укрепился в Смирновской волости, после чего перешел и укрепился в Красносельской волости и селе Красном соответственно.

Весь Арзамасский уезд, относительно распространения валеного производства, можно разделить на две большие группы. К первой группе относились местности, где кустари были заняты лишь валянием кошем. Ко второй – где кроме валяния кустари занимались еще и производством обуви и головных уборов. Валеный промысел получил широкое распространение не только в Арзамасе, но и в центральных и западных волостях уезда. К развитым местностям стоит относить Красносельскую, Новоусадскую и Кичанзинскую волость. В указанных волостях кроме «оседлого» промысла, широкое распространение приобретал и «отхожий».

В Красносельской волости, в селе Красном, изначально широкое распространение получили промыслы, связанные с вязанием варежек и чулок. Постепенное распространение валеного промысла способствовало развитию производства головных уборов. Стимулированием развития последней группы промыслов занимались и помещики, которые часто отправляли кустарей обучаться валянию и изготовлению головных уборов в Москву. Попытки развить промысел по изготовлению головных уборов не увенчались успехом, шляпное производство продолжало сокращаться с течением времени. Кроме шляп, с Красносельской волости изготавливались стельки. Валянием обуви здесь начали заниматься еще в серединеXIXвека.

О высоком уровне изготавливаемой продукции кустарями села Красного говорит тот факт, что им доверяли изготовление войлочных коконов, которые служили для переноски пушек и пороха на корабли.

К группе промысловых занятий по обработке волокна следует относить вязание обуви. Поначалу этим промыслом занималось только население города Арзамаса. В малом количестве мастеров-вязальщиков можно было встретить в Выездной Слободе. Производством, поначалу, занималась лишь женская часть населения. Производительницы не были самостоятельными. Позже вязанием стали заниматься и мужчины пожилого возраста.

Развитие промысла было тесно связано с Николаевским женским монастырем, где вязание долгое время существовало в виде рукоделия.

Несмотря на то, что промысел являлся не совсем выгодным, по причине частых колебаний цен на шерсть, во второй половинеXIXвека общая численность мастеров-вязальщиков составляла 3 500 человек. К основной выпускаемой продукции относились сапоги из шерсти, разные виды ботинок, туфлей.

Вязальный промысел в уезде был распространен еще и в виде вязания носков, чулок и варежек. В отличие от простого вязания обуви, которым занимались только мастера Арзамаса, вязанием носок, чулок и варежек занимались еще и жители сел Красное и Кичанзино. К 80-м гг.XIXстолетия указанным видом промысла здесь занималось около 2 000 человек как мужского, так и женского населения.

Уникальным для Арзамасского уезда считался один из видов вязального промысла – вязание из разноцветных шерстяных ниток, которое зародилось здесь еще в серединеXIXвека. Уже к 80-м гг.XIXвека из 6 263 человек женского населения Арзамаса, более 4 500 были заняты этим промыслом. К концуXIXвека указанный вид занятия распространился на ряд населенных пунктов – Выездную Слободу, деревню Пушкарка и село Ивановское.

Наконец, небольшой промысел, связанный с изготовлением веревок, был распространен в селе Вад Арзамасского уезда. Им занималось небольшое количество человек, всего пять семей на все село. Веревочный промысел был принесен сюда из Ардатовского уезда. За год работы, кустарями одной семьи производилось чуть более 1 000 пудов веревок, а суммарно около 4 040 пудов.

Вторая наиболее распространенная среди населения группа промыслов была связана с обработкой животной продукции. Арзамасский уезд считался крупным центром кожевенного производства, которое было сосредоточено в Выездной Слободе и деревне Пушкарка. Широкое распространение здесь получил сапожный промысел. Среди кустарей были как самостоятельные, так и не самостоятельные производители. В свою очередь самостоятельные производители (всего насчитывалось 25 домов) могли давать работу и заказы мелким кустарям.

В общей сложности производством обуви, только в Выездной Слободе, было занято 400 домов. В данном случае, для кустарей, сапожный промысел являлся основным занятием. В тоже время, остальные 200 домов совмещали занятие кустарным сапожным промыслом с землепашеством.

Все необходимые для работы материалы закупались лишь самостоятельными производителями на рынке Арзамаса. Мелкие производители, работавшие «на хозяев», брали сырье со специальных складов. Активное участие в изготовлении товара играли не только мужчины, но и женщины. Они брали на себя не сложную работу, связанную с прошивкой или вшиванием стелек к подошве.

Занятие сапожным промыслом приносило кустарям Выездной Слободы доход, значительно более высокий, чем мастерам соседних населенных пунктов. Кроме изготовления с целью реализации на рынке или базаре, кустарь мог брать заказы от односельчан или жителей отдаленных губерний и уездов.

Скорняжный промысел в Арзамасском уезде получил более широкое распространение, чем сапожный. Его можно было встретить в населенных пунктах, которые находились вблизи Арзамаса – Березовка, село Ивановское, Кирилловка, Морозовка и Ямская Слобода.

Точное время возникновения промысла определить сложно. Данные комиссии по исследованию кустарных промыслов свидетельствуют о том, что он существовал здесь «исстари». Однако развитию этого занятия могли послужить факторы как естественно-географического, так и исторического характера. С одной стороны, становлению и развитию промысла способствовало наличие крупных лесных массивов, где обитали животные, чьи шкуры и выделывались. С другой стороны, толчком к развитию промысла послужил повышенный спрос на пушной товар, появившийся вследствие перенесения ярмарки из Макарьева в Нижний Новгород.

Изначально скорняжный промысел был распространен лишь среди кустарей города Арзамаса. По сведениям исследователей кустарного производства, с течением времени промысел начал распространятся на находившиеся по соседству с Арзамасом населенные пункты.

Скорняжный промысел не являлся основным – им занимались лишь в свободное от землепашества время. Кустари-скорняжники не относились к самостоятельным производителям и работали «на хозяев» из Арзамаса или на своих богатых односельчан. Всего 30 из 300 домов сами занимались промыслом.

Промысел оставался очень прибыльным вплоть до концаXIX– началаXXвека. О высокой доходности занятия свидетельствует и тот факт, что, несмотря на отсутствие денежных средств для покупки необходимых для работы материалов, некоторые кустари пытались приобретать их в кредит или под залог – делали все, чтобы работать самостоятельно и получать высокий доход.

В среднем за год, кустарями скорняжного сектора уезда обрабатывалось 3 211 000 единиц сырого материала и изготавливалось 230 950 единиц готового товара на сумму в 912 800 рублей.

Вторая половинаXIXвека стала временем формирования и укоренения неземледельческих занятий населения. В каждом из регионов существовал промысловый сектор, который опережал по распространению и развитию другие распространенные виды кустарного производства. В Арзамасском уезде это были группы заведений по обработке волокна и животной продукции. Промыслы появились благодаря сильному влиянию естественно-географического и исторического факторов. Отчасти развитию группы заведений по обработке волокна способствовали скорняжные производства уезда. К 1870-80 гг. внутри Арзамасского уезда были сформированы центры производства исследуемых промысловых групп. Если говорить об обработке волокна, то это Красносельская волость, если об обработке животной продукции – Выездная Слобода и деревня Пушкарка.