Департамент культуры администрации г. Арзамаса Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

15 марта 2021 г.Косолапова Ирина Сергеевна

Из опыта взаимодействия Арзамасского историко-художественного музея

Образовательная и научно-просветительская деятельность стала одной из ведущих в работе нашего музея, начиная с 1990-х годов.

Образовательная и научно-просветительская деятельность стала одной из ведущих в работе нашего музея, начиная с 1990-х годов. Этому способствовал ряд объективных причин, которые продиктовала сама жизнь и заставила нас развивать и углублять данный вид деятельности. В начале 90-х годов прошлого века туристический поток в наш город резко упал, но поскольку количество посетителей является одним из важнейших показателей деятельности учреждения, перед нами встал вопрос - как, каким образом привлечь местное население в музей? Одной из основных категорией посетителей наших музеев являются дети, учащаяся молодежь. Поэтому было решено особое внимание уделить именно этой категории жителей нашего города и активно внедриться в учебный процесс наших образовательных учреждений.

Сегодня Арзамас по праву можно назвать городом учащейся молодежи: два высших учебных заведения (пединститут и филиал НГТУ), около десяти средне специальных учреждений (приборостроительный и сельскохозяйственный колледжи, кооперативный и автомеханический техникумы, медицинское и музыкальное училища, два коммерческо-технических училища), 17 общеобразовательных школ, 32 детских сада.

Познакомившись со школьными учебными программами, встретившись с учителями истории, литературы, оценив возможности нашей музейной экспозиции и фондовых коллекций, нами был разработан цикл лекций, бесед, тематических уроков, которые были предложены в помощь школе в изучении предметов истории, культурологии, эстетики, мировой художественной культуры. Такие темы, как «Наш край в далеком прошлом» (по материалам археологических раскопок), «Арзамас и уезд в XVII иXVIIIвеках» (основание города, польско-шведская интервенция и крестьянские войны на территории края, петровские реформы, памятники архитектуры, крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева), «Культура и искусство Арзамаса вXIX-начале XX веков», «Арзамас и Арзамасский район в годы Великой Отечественной войны», всегда востребованы педагогами и интересны ученикам.

Большой популярностью пользуются тематические занятия: «Первая художественная школа России А.В.Ступина. Графика и живопись», «Провинциальный портрет XIX века», «Лики русских святых»(история русской иконы), «Искусных рук чудесные творенья...» (история декоративно-прикладного искусства в Арзамасе и уезде), «Памятники архитектуры города Арзамаса», «История русского костюма» и другие. В настоящее время сотрудниками разработано около 30 лекций и тематических уроков по данным направлениям.

Подготовка данных занятий потребовала от коллектива серьезной, вдумчивой работы, колоссального труда, пришлось детально углубляться не только в историю города Арзамаса, но и глубоко вникать в отечественную историю.

Сегодня образовательная деятельность требует от нас поиска новых форм и методов работы с посетителем. Поэтому кроме традиционных экскурсий, лекций, бесед и тематических уроков нами был разработан экспозиционно-выставочный проект «И живо памятью столетье...», посвященный истории России XX века. Музей впервые на местном уровне взял на себя нелегкую, ответственную миссию освещения истории Арзамаса XX века. Перед собой мы поставили задачу рассмотреть события минувшего века, правдиво и беспристрастно отразить историю со всеми ее сложностями и противоречиями на основе использования подлинных памятников.

Проект «И живо памятью столетье...» включает в себя все аспекты музейной деятельности: научное исследование, дополнительное комплектование фондов, экспозиционную и просветительную работу. По проекту было построено 6 стационарных выставок: «Раздумья о времени...» (город и горожане в годы революции 1917 г. и гражданской войны), «О ком молчали долгие десятилетия...» (памяти жертв репрессий), «Арзамас областной. 1954-1957гг.», «Арзамас, который мы потеряли. 1960-80-е гг.», «Время перемен» (Арзамас в период реформ конца XX века) и «XX век в почтовых открытках». Выставки рассчитаны на всех, кто интересуется историей и, прежде всего, на молодое поколение. Донести информацию о событиях тех лет, способствовать развитию исторического мышления, вовлечь посетителей в диалог - вот главные цели создания выставок.

Всем нам известна старинная мудрость: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Музеи учат население сохранять свою историческую память, воспитывают патриотизм, гражданственность, чувство любви к своей малой родине. Это как раз те качества, без которых не может существовать ни одно государство. Сегодня, как никогда, наше общество нуждается в нравственных ориентирах, взращенных на родной почве, в сплоченности общества и стабильности государства. Преимущество музея перед школой состоит в том, что музей учит детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, подводит к самостоятельным выводам, что соответствует задачам современного образования. При правильном использовании своего потенциала, музей способен оказывать сильное влияние на эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу человека.

Именно в стенах музея можно передать лучший опыт предшествующих поколений, который мы сохраняем, изучаем и популяризируем среди населения, и в том числе среди самых маленьких наших посетителей.

Этой цели служат специальные музейно-образовательные программы, которые позволяют вывести ребенка за пределы школы, дополнить классное преподавание беседами, как в интерьерах музейных залов, так и на улицах города.

Для воспитанников детских садов и для учащихся начальной школы в музее действует образовательная программа «Здравствуй, музей!» с абонементом «Путешествие в страну История», при посещении которой дети в увлекательной, интересной, интерактивной форме познают историю города, историю вещей и предметов, историю традиций, учатся бережному отношению к окружающему миру. На мастер-классах дети учатся изготавливать сувениры в технике оригами, кукол-скруток из ткани, сувенирный валенок в технике мокрого валяния. Основной принцип построения занятий с дошкольниками и младшими школьниками — игровая методика, которая помогает детям эмоционально пережить исторические факты и явления.

Для школьников младших и средних классов сотрудниками музея было разработано интерактивное музейно-педагогическое занятие «Славе - не меркнуть, традициям — жить!», приуроченное к государственному празднику Дню Народного единства. В музее представлен богатый подлинный материал, который ярко освещает исторические события далекого XVII в.: оружие, воинское снаряжение, монеты, бытовые предметы, копия с картины К.Маковского «Воззвание Минина», комплекс материалов о сражении арзамасских воинов под г.Зарайском в 1608 г.

В ходе этого занятия дети активно участвуют в воспроизведении событий XVII в., им дается возможность взаимодействовать с предметами старины, мерить воинское снаряжение. Для закрепления материала в конце занятия детям предлагается собрать пазл «Памятник Минину и Пожарскому» и поиграть в историческое лото на тему Смутного времени. Все это вызывает у школьников эмоциональное отношение к теме занятия, что ведет к более глубокому и прочному запоминанию информации, и то, как наши предки защищали Родину, приобретает для них особое значение.

Принести ощутимый образовательный результат могут только систематические посещения музея. Поэтому в музее был создан историко-краеведческий детский клуб «Хочу все знать», который работает у нас с 1994 года. Программа занятий в клубе рассчитаны на младших школьников 1-4 классов, которые в течении 4-х лет один раз в месяц приходят к нам на тематические музейные занятия, часто вместе с родителями. Программа клуба предусматривает не только учебные, но и праздничные семейные встречи: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «День мам» и др., на которых воссоздаются живые картинки православных и народных праздников. Члены клуба являются активными участниками городских и музейных мероприятий, конкурсов и викторин.

Так же много лет в музее успешно работает программа «Летние каникулы - веселые каникулы».

Новое время требует иного подхода к детям, к детским программам и коллектив музея не стоит на месте, всегда ищет в работе с детьми новые интерактивные формы, которые построены на принципах сотворчества и предполагают совместную деятельность, что дает возможность самореализации не только школьникам, но и самим музейным сотрудникам. При музее с 2012 г. действуют театральная студия «Родничок», которая выросла из музейной лекции «Я играю сказку». Стало понятно, что такая форма работы как «музейный спектакль», которая нами ранее не использовалась, имеет огромный эмоциональный и образовательный потенциал. На занятиях театрального кружка осуществляется межпредметная связь со следующими дисциплинами: музыка, литература, изобразительное искусство и, конечно же, история. Несомненно, у кукольного театра большие возможности в подачи исторического материала, например, в нашей театральной студии мы осуществили постановку спектакля «Арзамасский ужас» о пребывании Л.Н.Толстого в городе Арзамасе.

С 2014г. - при музее был организован военно-патриотический клуб им. М. Еремина, цель которого – патриотическое воспитание подрастающего поколения: это встречи с детьми войны и ветеранами локальных конфликтов, уроки истории, мастер-классы по скрутке шинели, изготовление фронтового письма, сборка учебного оружия и др.

В этом же году заработал кружок декоративно-прикладного искусства «Страна рукоделия», где изучаются старинные виды рукоделия, которые были популярны в Арзамасе вXVIII-XIXвеке.

Несколько лет назад в музее введена новая форма работы с детьми - проведение Дня рождения в музее. Сценарий этого мероприятия построен так, что дети в процессе игры, узнают историю родного города, историю старинных вещей и традиции своего народа. Без сомнения, творческая работа утверждает нравственные начала, усиливает личностную сопричастность и является прекрасным подспорьем в воспитательной работе, создает благоприятную внутреннюю мотивацию в изучении не только истории родного города, но и других предметов, а также приносит огромное удовлетворение детям.

В 2014 году произошла реорганизация музея путем присоединения к нему городского Выставочного зала, на базе которого создан выставочный отдел музея. Это позволило расширить экспозиционно-выставочные площади и активизировать выставочную деятельность. Ежегодно коллектив Выставочного отдела проводит более 30 разноплановых выставок, в том числе и привозных: научно-познавательных, творческих, интерактивных. Так, экспонатами на выставке «Вещи со старых полок» стали предметы старинной техники из музейной фондовой коллекции. На выставке можно было узнать, как устроена музыкальная шкатулка, услышать музыку из патефона и увидеть первую советскую микроволновку.

Выставка «История денег России в монетах и банкнотах» из частного собрания самарского коллекционера Владислава Студеникина предоставила уникальную возможность - проследить всю "денежную" историю России, начиная с ее зарождения и заканчивая нашим периодом.

Ну и конечно, нельзя обойти такую тему, когда во время пандемии музеи вынужденно закрыли свои двери, и большинство мероприятий было перенесено в формат в онлайн. Музей должен был создать среду, комфортную и доступную для самых разных групп посетителей, остаться с ними на связи и поддерживать их. Для этой работы были пересмотрены материалы из собственных фондов и коллекций и придуманы новые форматы взаимодействия с аудиторией. В музее Аудио- и видеоматериалов было сравнительно немного, поэтому одновременно приходилось вести работу по видеозаписи, ее обработке и монтажу.

Базовые образовательные мероприятия в нашем музее — экскурсии, тематические занятия и мастер-классы. Их преобразовали в интернет-формат первыми. Экскурсии стали виртуальными турами в виде смонтированных видеозаписей. В заранее подготовленных видеороликах проводились и мастер-классы.

Новый подход получила и работа с архивными материалами.

На страницах в социальных сетях и в специальных разделах своих сайтов мы ежедневно размещали информацию, которая помогала разнообразить жизнь в изоляции. Сотрудники музея готовили материалы к знаменательным и праздничным датам общероссийского и местного значения. Информация предоставлялась в различных формах: презентации, видеоальбома, видеоролика, онлайн-экскурсия.

Дополнение к школьной программе мы предлагали онлайн-экскурсии, онлайн-уроки, тематически связанные со школьными предметами такими как краеведение, основы религиозной культуры и светской этики, мировая художественная культура.

Практика показала, что положительный результат в образовательной и просветительской деятельности возможен только при заинтересованности всех вовлеченных в этот процесс сторон, поэтому мы в своей работе постоянно стараемся развивать партнерские отношения с департаментами образования города, района и непосредственно с образовательными учреждениями всех уровней.

Но и учебные заведения должны быть заинтересованы в музейных уроках: преподаватель сам должен знать, что представлено по той или иной теме в музее, должен заранее подготовить учащихся к восприятию музейного материала. Только от совместных усилий будут достигнуты общие цели в воспитании и образовании подрастающего поколения.