Департамент культуры администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

18 ноября 2016 г.Щеглетова Алина Евгеньевна

Пятидесятилетний путь Арзамасского историко-художественного музея

Не последнее место в музейной сети России занимает Историко-художественный музей г. Арзамаса, который в первую очередь рассказывает об истории славной Арзамасской земли.

Музеи и музейные коллекции на протяжении всего периода своего существования привлекали к себе внимание историков, искусствоведов, философов, позднее психологов и социологов. Впервые музеями стали называться в Древней Греции храмы, посвященные музам – богиням – покровительницам искусств. Уже тогда в них стали постепенно сосредотачиваться наиболее ценные произведения искусств, изделия искусных мастеров. Но система собирания этих произведений появилась в XV веке, а широкое развитие получила в XVI – XVII веках в Италии. Оттуда увлечение целенаправленным коллекционированием перекидывается во Францию, Англию и другие страны Западной Европы.

В России накапливание таких сокровищ началось в монастырях и крупнейших церквах. «Более или менее систематическое коллекционирование серебра, оружия, драгоценной утвари началось с XVI века в Оружейной палате Московского Кремля, которая по указу Петра I с 1720 года стала постоянным хранилищем редких вещей и драгоценностей». В 1714 году Петр I основал знаменитую, крупнейшую в мире Кунсткамеру, а через пять лет открыл ее для всеобщего обозрения. Затем появились Эрмитаж, Третьяковская галерея и другие музеи. Роль музеев в общественной жизни страны, без сомнения, огромна. Кроме хранения памятников русской истории и культуры, они занимаются обширной образовательной, коммуникативной, патриотической деятельностью.

Не последнее место в музейной сети России занимает Историко-художественный музей г. Арзамаса, который в первую очередь рассказывает об истории славной Арзамасской земли. Сегодня Арзамас невозможно представить без историко-художественного музея. Каждый житель города побывал здесь. Но мало кто знает, что прежде, чем открыть свои двери посетителям, музей прошел большой и нелегкий путь…

Первый Краеведческий музей появился в Арзамасе еще в начале XX века. В архиве удалось найти сведения о музее, существовавшем во время Гражданской войны. В докладе от 26 ноября 1920 г. хранителя музея Петра Николаевича Лекторского говорится: «Музей открыт 15 июля 1918 года. При нем до 2 половины 1919 года существовали справочная библиотека и склад театральных принадлежностей…На 1 января при музее значилось учебных и наглядных пособий – 348 названий, книг – 81 названий и предметов старины и произведений искусств - 32 названий… Число экспонатов музея, кроме того, должно увеличиться теми предметами старины и произведениями искусств какие даст музею из своих запасов Нижегородская художественная секция, при условии перевода музея в более безопасное от огня помещение, чем настоящее».

Среди экспонатов упоминаются: картины «Благословение детей» Кошелева, копия Мурильо «Иоанн Креститель», три французские гравюры, несколько медалей и монет, перламутровый крест, образ Божьей Матери, шитый золотом, портрет Ступина на жесте, бронзовые, серебряные и хрустальные вещи, старинные часы Лондонской фирмы и другое. За 1920 г. было проведено 89 экскурсий, посетило музей 445 лиц. Состав служащих: хранитель музея (в качестве заведующего); корреспондентка и сторож. С февраля 1920 г. на хранителя музея были возложены обязанности организации архива хранения.

К сожалению, не удалось выяснить, в каком здании находился музей. Из документов видно только, что он был расположен в пожароопасном, вероятно, деревянном, помещении. В 1921 г. по неизвестным причинам он был закрыт. Как распорядились экспонатами, также не известно. Но картины «Благословение детей» художника Кошелева и портрет Ступина, написанный на куске жести, и сегодня экспонируются в художественном отделе музея, посвященном Арзамасской школе живописи.

В 1929 г. снова возник вопрос об открытии в Арзамасе музея. В Президиум Арзамасского окрисполкома от заведующего окроно поступает докладная записка: «В целях суммирования экономических и бытовых особенностей нашего округа и ознакомления с ними населения, а также антирелигиозной пропаганды необходима организация в Арзамасе музея, который будет носить характер краеведческий (современный и исторический) и антирелигиозный. Экспонаты по антирелигиозному вопросу имеются от закрытия церквей, из которых одна предоставлена под организацию музея…». Предполагалось, что обслуживать музей будут заведующий и один технический работник. Средства на его содержание окроно обещал включать в свои расходы. Под музейное помещение была отведена бывшая Богословская церковь, располагавшаяся на горе правее Спасского озера. Это одно из самых древних каменных зданий Арзамаса, построенное в конце XVII века. Впоследствии это здание полностью разрушилось.

17 сентября 1929 года Президиум Арзамасского окрисполкома, рассмотрев на заседании среди прочих вопрос об открытии музея, постановил: «С проэктом окроно об организации Краеведческого музея в г. Арзамасе в текущем году согласиться…». Так было положено начало нового этапа в развитии краеведческого музея в нашем городе. Кто был назначен на должность заведующего музеем, не известно.

По архивным документам установлено, что в 1930 г. заведующим Арзамасским музеем был т. Костин Василий Павлович: «Удостоверение. Предъявитель сего завед. Арзамасским домом-музеем т. Костин Василий Павлович командируется в Нижегород. краеведческий дом-музей и Муромский окр. дом-музей, для ознакомления с постановкой музейной работы…». Костин В. П. был заведующим недолго, так как с 1930 г. эту должность занимал т. Кузнецов.

Петр Максимович Кузнецов родился в 1898 г. в селе Спасское Шатковского района, сын батрака-крестьянина. Красноармеец, участник Гражданской войны. По возвращении учился в Нижегородской губернской совпартшколе II ступени. С 1926 г. – на политико-просветительской и культурно-массовой работе. В 1930 г. был назначен заведующим Историко-Краеведческим музеем в Арзамасе.

Музей, как неотъемлемая часть государственной политики в 30-е годы, вел активную антирелигиозную пропаганду, которая осуществлялась через посещения музея и средства массовой информации: выступления по радио и на страницах газеты «Арзамасская деревня». За 1931 год музей был открыт 135 дней, было обслужено 4250 человек, включая 31 экскурсию.

В архиве среди прочих документов было найдено интересное объявление, написанное рукой П. М. Кузнецова в сентябре 1931 года: «Для массового и одиночного посещения открыт в бывшей Богословской церкви рядом с электростанцией Историко-Краеведческий Антирелигиозный музей ежедневно с 11 час. дня до 5 час. вечера (выходной - 2-й день пятидневки)…». Там же были приведены и расценки за вход в музей для посетителей: «…члены профсоюза 10 коп., неорганизованное посещение 20 коп., члены Краеведческого общества и Союза воинствующих безбожников бесплатно, экскурсии по предварительной договоренности с экскурсоводом о теме беседы – бесплатно…». Так музей рекламировал свою работу.

Заведующий музеем о работе вверенного ему учреждения отчитывался перед горсоветом, которому и подчинялся. Из протокола очередного заседания Президиума Арзамасского горсовета от 9-го декабря 1935 года: «…музей в 1934 г. работал 107 дней, музей посетило 5268 чел., экскурсий было 66. В 1935 г. музей работал 184 дня, посетителей было 24073 чел., экскурсий – 207, лекций по радио было 52, в учреждениях и предприятиях – 10. Выставку к Съезду Советов посетило 10 т. ч., художественную выставку 16 т. ч…».

С 1932 года музей был перенесен в здание Воскресенского собора и переименован в Арзамасский Антирелигиозный музей. Зимой он не работал, так как здание собора не отапливалось, но для краеведческой экспозиции использовалось деревянное помещение (позднее территория 1-ой городской больницы). Кузнецов (заведующий) в своем докладе о работе указывает, что условия для музея были весьма неблагоприятными. Здание Воскресенского собора разрушалось, санитарная уборка помещения проводилась редко. Полностью отсутствовала плановая работа. Позднее вокруг музея был создан актив из общественности города. Руководство над деятельностью музея было возложено на Секцию по народному образованию. Поскольку в здании музея раньше был главный городской собор, то случалось, что музей посещали и с религиозной целью, о чем горисполком просил заведующего не допускать подобного. Экспонаты музея пополнялись в основном за счет учреждений и хозяйственных организаций города, а также колхозов.

Арзамасский Антирелигиозный музей был закрыт перед Великой Отечественной войной. До 1937 года на должности заведующего продолжал находиться Кузнецов Петр Максимович. Кто принял ответственность за музей после него, в ходе исследования установлено не было. Во время войны здание Воскресенского собора, по ходатайству Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), было отдано православной общине.

В 1954 году возникла новая административная единица - Арзамасская область с центром в Арзамасе. Город начинает процветать. Появляются новые улицы, многоэтажные дома, больница, магазины. Для города такого масштаба музей был просто необходим, поэтому решение об его открытии и было принято в 1956 году. 15 октября Исполком Арзамасского облсовета депутатов трудящихся распорядился: «Передать два здания бывшей Ильинской церкви (летнее и зимнее) Областному управлению культуры для размещения в них Областного Краеведческого музея и детского кинотеатра».

Ильинская церковь (летнее здание) была построена в 1746 году «…без особых претензий на красоту и изящество, но зато чрезвычайно фундаментально и прочно: стены двухаршинной толщины, окна даже в куполе с решетками…Пол в этой церкви был чугунный, пожертвованный прихожанами, именитыми купцами Цыбышевыми… Из всех старинных арзамасских церквей Ильинская менее других потерпела от переделок…». Церковь была приходской. Главная святыня храма – святой Животворящий Крест Господень, с искусно вырезанным распятием, перенесенным сюда во второй половине XVII века. Сегодня здание утратило купол и колокольню.

Значительную роль в восстановлении в Арзамасе Краеведческого музея сыграл и Кузнецов П. М. Будучи непрофессиональным краеведом, этот человек много сделал для истории Арзамаса, в том числе, для открытия и развития музея. Несмотря на то, что о нем мало упоминается, вероятно, в силу некоторых обстоятельств его жизни, с уверенностью можно сказать, что он горячо любил свой город. Еще в 30-х годах активно (на свой страх и риск) выступал за сохранение церквей и монастырей, как памятников истории и архитектуры. В 1953 г. Петр Максимович начал добиваться того, чтобы был организован музей, под который бы выделили соответствующее помещение. В фондах музея хранятся фотографии хода ремонтных работ здания бывшей Ильинской церкви. На обороте одного из фото сделана надпись рукой Кузнецова. Во многом именно ему мы обязаны тем, что сегодня музей располагается в красивейшем здании города, выполненном в стиле русского барокко, которое поражает роскошным декоративным убранством как самих арзамасцев, так и туристов.

Заведующим музеем был назначен Кузнецов П. М.. Но спустя несколько месяцев, приказом от 1 июля 1957 г., директором музея был назначен Кораблев Иван Гурьевич. Из годового текстового отчета о работе музея за 1957 год: «Арзамасский Краеведческий музей открыт решением Горьковского исполкома Областного совета от 22 июня 1957 года.

Для музея было отведено здание бывшей Ильинской церкви, которое требовало большого ремонта. Штат работников музея пока состоит из трех человек: директора, завхоза и бухгалтера…».

В 1958 г. штат расширился еще на двух человек: зав. отделом истории – Костенко Н. В. (студентка-заочница IV курса истфака Саранского университета), зав. отделом природы и сельского хозяйства Перепелевская Ф.С. (окончила Горьковский сельхозинститут). Работники музея в порядке повышения квалификации изучали пособия по музееведению, но с этим были трудности, так как многие из книг брали в областном музее, а некоторые вообще невозможно было достать. Кроме того, сотрудники принимали участие во всех семинарах, проводимых при областном краеведческом музее, посещали с экскурсией работников областного и районных музеев.

Здание музея составляли четыре зала общей площадью 429 кв. м. Контора располагалась в ветхом деревянном здании, которое стояло отдельно в 50 метрах, на территории Автомотоклуба. Фонды хранились в здании конторы. Имелся сарай для дров и электроосвещение, а также подход к зданию со стороны улицы. Адрес музея был: ул. Демократская д. 28.

Тогда же было приобретено оборудование: 30 столов, 260 планшетов, 30 настольных витрин, 5 постаментов под бюсты и скульптуру, выставочные шкафы, стулья, различную мебель, гардины и многое другое. Были готовы экспонаты и материалы для оформления следующих отделов: история Арзамаса до 1917 года, частично первые годы Советской власти, промышленность, сельское хозяйство и культура края. А 22 октября 1960 г. комиссия в составе деятелей культуры и политики «произвела просмотр экспозиции музея по разделам: «Дореволюционное прошлое Арзамаса и уезда», «Деятели советского периода» и «Отечественная война 1941 – 1945 г.г.». При этом комиссия признала, что вышеуказанные разделы экспозиции допустить к обозрению и музей считать открытым с 23 октября 1960 г.».

За время существования музея на должности директора сменилось 6 человек. В июле 1959 г. т. Кораблев И. Г. был освобожден от занимаемой должности исполкомом горсовета. В связи с этим Краеведческий музей принимает Ерофеева З. Е., которая и становится его следующим директором. С сентября 1970 г. Зоя Ефимовна стала возглавлять литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара. Должность директора Краеведческого музея снова стала вакантной, но ее заняла Ширяева А.М. – бывший научный сотрудник указанного музея. Альбина Михайловна проработала на данной должности чуть больше года, но именно в это время печное отопление в музее заменяется на центральное, устанавливается сигнализация. С 1971 до 1978 г. музей возглавлял известный арзамасцам и жителям области писатель Еремеев Петр Васильевич, кроме того, является и местным краеведом. Многие его книги, посвященные истории нашей славной земли, главная из которых «Арзамас – городок» активно используются сотрудниками музея для подготовки экскурсий. Имя этого человека – близкого друга музея – навсегда останется в наших сердцах.

В 1978 г. директором Арзамасского краеведческого музея стала Ильченко Т.М., которая возглавляла музей 23 года – самый долгий и молодой директор. Татьяна Митрофановна заняла указанную должность, когда ей было чуть больше 20 лет. Для молодой девушки это была огромная ответственность. Когда в 2001 г. она стала руководить Департаментом культуры, Краеведческий музей опять не остался без надежного руководителя. Им стала Разина Надежда Викторовна, бывший главным хранителем фондов, которая и по сей день стоит на страже истории и культуры Арзамасской земли. Историческая грамотность, высокий художественный вкус, умение организовать работу, инициатива, доброта, внимательное отношение к окружающим, позволяют ей быть глубоко уважаемым человеком не только в коллективе, но и в городе.

Что касается профиля музея, то первоначально он был краеведческий, а в 1970 г. стал историческим и получил название музей истории города Арзамаса и района. Современное название «Историко-художественный музей города Арзамаса» получил в 1991 г., в связи с официальной регистрацией художественного отдела, представлявшего произведения первой русской провинциальной школы живописи, основанной в Арзамасе в 1802 г. А.В.Ступиным.

Сегодня штат сотрудников, по сравнению с 1957 годом намного расширен, его составляют 20 человек, среди которых 7 научных сотрудников включая директора. Кроме того, деятельность музея обеспечивают бухгалтер, заместитель директора по хозяйственной части и технические работники.

С уверенностью можно сказать главное – Краеведческий музей на протяжении всего периода своего существования необходим жителям города, как центр истории, культуры, человеческого общения, просвещения и патриотизма. Горожане нуждались в музее. Именно поэтому, дважды закрывавшийся, он каждый раз возрождался и существует до сегодняшнего дня, принимая в своих древних стенах не только арзамасцев, но и жителей района, области, всей России.

А. Щеглетова, мл. науч. сотрудник музея