Департамент культуры и туризма администрации г. Арзамаса Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

22 декабря 2019 г.Спирина Наталья Александровна

Обзор коллекции Богородичных икон в фондах Арзамасского историко-художественного музея

Коллекция Богородичных икон в Арзамасском историко-художественном музее складывалась практически на всём протяжении существования музея.

Коллекция Богородичных икон в Арзамасском историко-художественном музее складывалась практически на всём протяжении существования музея. Формирование её ведётся с 60-х годов прошлого века, когда приобретение экспонатов носило случайный характер. В последствии, началось научно обоснованное систематическое комплектование фонда Богородичных икон.

Коллекция насчитывает 52 иконы и два оклада к Богородичным иконам. Оба оклада были выставлены в музейной экспозиции «Возрождение», посвящённой восстановлению арзамасских церквей и участию города в президентской программе «Арзамасские купола».

Музейная коллекция икон является типичным представителем существующих вариантов изображения Богородицы, а их известно свыше 800 и даёт объективное представление о том, какие иконы были наиболее любимы и наиболее распространены в Арзамасском крае. Тем самым можно сказать, что коллекция носит репрезентативный характер.

Хронологически коллекция охватывает период с конца 18 века по начало 21 века.

Большинство икон были приобретены у частных лиц, проживающих на территории города Арзамаса и Арзамасского района. Кроме четырёх икон, которые были приобретены в церковной лавке Арзамасского Николаевского монастыря в 2007 году. Это - «Образ Пресвятой Богородицы «Казанской», «Владимирской», «Семистрельная» и «Неопалимая купина». Они были изготовлены в иконописном цехе промышленно-художественного предприятия «Софрино». Все остальные иконы – дореволюционного периода. Все имеющиеся в музее иконы поступили путём закупки.

Сорок пять икон выполнены на деревянных цельных досках прямоугольной формы, либо на нескольких досках, соединённых врезными шпонками. Одна икона написана масломна холсте.Поступила в музей в 1979 году от жителя города Арзамаса Крылова Н.В., размер: 47х39см. Одна - на жесте, поступила от арзамасского коллекционера, предпринимателя В.Н.Малканова в 1993 году, размер: 22х17,5см.Одна – полностью выполнена из дерева, резная, размер 57х46см, приобретена в 1993 году у жителя села Виняево Капралова Ю.К.

Размер икон различен: он колеблется от 10х12см до больших размеров – 104х87см.

На большинстве икон изображение прорисовано масляными красками.

Двенадцать икон - в чеканных окладах, в основном – в медных; но три иконы обложены дорогими окладами – серебром с позолотой.

На трёх иконах присутствует золочёная сетка с орнаментом: Образ Пр. Богородицы «Всех Скорбящих Радости» и два Образа Пр. Богородицы «Знамение».

Одна икона,«Споручница Грешных»,подписная. С оборотной стороны методом гравировки выполнена надпись: «Копия с Чудотворного и Мирроточившего образа Споручницы Грешных, который 1848-го года мая месяца, отдан подполковником Дмитрием Понческул в храм Николая Чудотворца, что в Хамовниках, по случаю великих чудес совершившихся и ныне совершающихся». Поступила в музей в 2000 году от Вавилина Е.И., жителя села Чернуха.

В православной иконографии принято выделять5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1.«Оранта»(греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2.«Одигитрия»(греч. «Путеводительница»)

3.«Елеуса»(греч. «Умиление»)

4.«Панахранта»(греч. «Всенепорочная»)

5.«Агиосоритисса»(греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

В собрании Богородичных икон Арзамасского историко-художественного музея присутствует четыре основных иконографических типа, все, кроме «Панахранты», когда Божия Матерь изображена сидящей на Престоле. Она держит младенца И.Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рождённых на Земле людей.

Самое большое место занимают иконы типа«Одигитрия»,их насчитывается -20. Среди них иконы: «Б.М.Казанская», «Б.М.Тихвинская», «Б.М.Смоленская», «Скоропослушница», Образ Божией Матери «Утоли моя печали», Образ Божией Матери «Достойно есть» и др.

11 икон принадлежит иконографическому типу«Елеуса»(Умиление).Среди них Образ Божией Матери «Владимирская» - 9 предметов и две иконы «Умиление», одна из них - копия той иконы, которой молился Святой Преподобный Серафим Саровский. В нижней части иконы имеется надпись: «Копия с той иконы, перед которой скончался праведный Старец Отец Серафим», размер 38х31см, поступила в музей в 1961 году от жительницы города Арзамаса Холодновой.

К иконографическому типу«Оранта»относятся три иконы из музейной коллекции. Это - «Образ Пресвятой Богородицы «Знамение». Все они очень разные: одна – Новгородского типа, небольшая домашняя икона 18х14,5 см, написанная маслом на деревянной доске, сверху покрыта золотой сеткой и сусальным золотом, украшена дополнительно цветной эмалью. Поступила в музей от жителя села Красное, Иванова А.Ф. в 1977 году,другая – резная.

Третья икона – церковная, больших размеров (100,5 х 87см), копия с чудотворной иконы Серафимо-Понетаевского монастыря. Поступила в музей в первые годы его формирования. Выполнена на деревянной доске прямоугольной формы масляными красками, поверхность иконы покрыта золотой сеткой и частично сусальным золотом, венцы у Богоматери и младенца И.Христа – посеребрённые. Дополнительно икона украшена полоской шёлковой ткани с золотной вышивкой, включающей в себя золотную бахрому, канитель, блёстки, вышивку синелью и серебряные нити. Под изображением Богородицы на церковно-славянском языке написан Тропарь, глас-Д и Кондак. Над изображением , сверху, в одну строку полукругом имеется полустёртая надпись: «Точная копия с Чудотворного образа Знамение Пресвятой Богородицы прославившегося… в Серафимо-Понетаевской обители».

История иконы такова: одна из сестёр Понетаевского монастыря Клавдия Войлошникова в 1879 году написала для своей обители образ «Знамение» Богоматери. Вскоре эта икона прославилась дивными чудотворениями и сделалась главною святынею этой обители. Первое прославление образа совершилось в 1885 году. Изначально эта икона находилась в игуменском корпусе монастыря. И вот,14 мая, в 9 часов вечера около иконы находилось несколько монахинь и все они одновременно увидели, как лик Пресвятой Богородицы на иконе сделался живее и светлее, а её глаза обращались то вверх, то на сестёр с трепетом взиравших на чудесное явление. Это продолжалось в течение 15 минут. В 12 часов ночи всё повторилось. И тогда на следующий день икона с честью была перенесена в монастырский храм. Вскоре целые толпы народа потекли к образу для поклонения. Многие больные получили тогда исцеление от своих недугов. Подлинность чудес сначала была исследована благочинным, протоиереем Арзамасского собора Иоанном Страгородским, которому поручил это сделать епископ нижегородский Макарий. Потом икона была доставлена в консисторию и её хотели передать в кафедральный собор. Архимандрит Высокогорской пустыни Алипий получил приказ провести дознание о совершившихся у образа чудесах. Расследованием было установлено 15 случаев чудесных исцелений, главным образом при потере зрения, параличе рук и ног, нервного расслабления, ломоты в костях и других.

Указом от 5 октября 1885 года Святейший Синод признал Чудотворность Понетаевской иконы и предписал возвратить образ в монастырь, где она была размещена в храме Живоносного источника. Известно, что в период с 1885 года по 1900 год по молитвам перед Серафимо-Понетаевской иконой исцелилось 68 человек.

Существует ещё один тип изображения Богородицы, который самостоятельно используется реже: это, так называемая, «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без Младенца, в молитвенной позе, чаще всего в полный рост, иногда со свитком в руке. Одиночные иконы Богородицы данного типа исследователи именуют«Агиосоритисса».«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») –это название часовни в Константинополе, где находится икона, обращённой ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу. У нас в России этот тип икон получил ещё название «Заступница».

В собрании Арзамасского историко-художественного музея к этому типу можно отнести две иконы: одна работы неизвестного художника Ступинской школы, написана масляными красками на прямоугольной доске размером 53х42см. Поступила в музей в 1958 году от Иконникова Алексея Дмитриевича.

Другая икона выполнена монахинями Арзамасского Николаевского монастыря, украшена бархатом, золотной вышивкой, цельным и рубленым жемчугом, канителью и крупными бусинами из горного хрусталя. Небольшого размера (17х14см) в деревянной рамке, покрытой прозрачным лаком. Икона поступила в музей в 1977 году от жителя города Арзамаса.

Помимо икон с изображением Богородицы к Её иконографии относят также иконы Богородичных праздников. В музейной коллекции – это иконы «Благовещение Пр.Б.» и икона «Успение Пр. Б.».

Два оклада к Богородичным иконам : к иконе Владимирской Б.М. , вышитый бисером и украшенный дополнительно жемчугом и бусинами из горного хрусталя и к иконе «Умиление», вышитой золотными нитями, поступили в музей в 90-е годы ХХ века от арзамасского коллекционера Владимира Андреевича Молканова. К сожалению, имена мастериц неизвестны.

Такова коллекция Богородичных икон в составе Арзамасского историко-художественного музея. Сравнительно небольшая по объёму, она имеет в составе ряд ценных экземпляров. Собирательская и научная работа в этом направлении будет продолжена.

Гл. хранитель фондов – Н.А.Спирина.