Департамент культуры и туризма администрации г. Арзамаса Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

17 декабря 2018 г.Федорова Марина Владимировна

Обзор музейной коллекции поддужных колокольчиков

На Руси каждый день утром и вечером, с рождения и до смерти русский человек слышал колокольный звон, но колокола звенели не только в соборах и церквях. В самом конце XVIII века появились поддужные колокольчики, а уже в начале XIX века они стали заметным, чисто русским явлением и заняли достойное место в народном быту, в художественном промысле.

Какова же история появления поддужных колокольчиков?

Долгое время ямщики, приближавшиеся к почтовой станции, предупреждали о своем прибытии залихватским громким свистом. Сложившиеся веками в русском сознании традиции и обычаи соотносили свист прежде всего с разбойными людьми. Исправить положение со свойственной ему решительностью взялся Петр Первый. При приближении к почтовой станции ямщикам надлежало использовать медный европейский рожок.

Однако ямщики массово игнорировали царское нововведение, за что их били батогами. Медный рожок был совершенно непригоден в зимнее время. Говорили, что один из ямщиков, который отказался прикладывать примерзающий к губам рожок, с горя запил горькую и помер. Почтовый рожок сохранился, но всего лишь как символ. Вплоть до конца XVIIIвека продолжался дикий посвист на российских дорогах.

Выход из этой запутанной ситуации был найден случайно: под дугу коренной лошади в упряжке стали крепить литые бронзовые колокольчики, которые получили название поддужных. С тех пор звон ямщицких колокольчиков полюбился народу: его сильный мелодичный звук развлекал, утешал путников и ямщика в длинной монотонной дороге.

Теперь конская дуга стала основным элементом упряжи. У нижегородских крестьян возник особый дужный промысел. Талантливые мастера покрывали дугу золотистой краской и затем расписывали живописными растительными узорами. «Светит в темень позолотой размалевана дуга», – тонко подметил Сергей Есенин в стихотворении «Ямщик», но не только в творчестве этого поэта воспет русский колокольчик. К его образу обращались Пушкин, Лермонтов, Вяземский. Красивые дуги пользовались особым спросом у ямщиков. Переливчатая трель колокольчиков дополняла великолепие конской упряжи и поднимала настроение во время долгой дороги.

Все эти факторы привели к тому, что именно в России на тройках прижился колокольчик и стал специфическим явлением русской культуры.

В Арзамасе литьем поддужных колокольчиков не занимались. Но первым, кто начал отливать церковные колокола, был Василий Дмитриевич Язычков. С 1858 года он начал свое «звонкое» производство.

Коллекция поддужных колокольчиков в арзамасском историко-художественном музее небольшая - всего 36 предметов, но ее смело можно назвать уникальной и по-своему разнообразной. Большая ее часть приобретена у местных коллекционеров.

Было проведено исследование данной коллекции. В самом начале работы колокольчики были классифицированы по месту их производства.

Оказалось, что большую часть представленных предметов составили поддужные колокольчики с. Пуреха. Это и не удивительно – село находится в нашем Нижегородском крае. В музейной коллекции содержатся поддужные колокольчики с клеймами пуреховских мастеров.

Прежде всего, это колокольчики Федора Алексеевича Веденеева. Медно – литейный завод крестьянина Алексея Веденеева возник в Пурехе в 1836 г. Колокольчики отличались высоким качеством и пользовались спросом. На некоторых он отливал изображение медали «За трудолюбие и искусство», которую мастер получил в 1855 г. на первой губернской выставке кустарных изделий в Нижнем Новгороде.

Есть в нашей коллекции и колокольчики братьев Трошиных. В 1860 г. изготовлением колокольчиков стали заниматься наследники завода Алексея Макаровича Трошина - его сыновья Федот и Макар. Поэтому на своих изделиях они так и писали «Наследники А.М. Трошина».

В 1880-90-е годы в заведении А.М. Трошина отливалось около 3 тысяч колокольчиков и 50 тысяч бубенчиков в год. Меди расходовалось за год до 560 пудов. Это было самое мощное из всех существовавших в России производств.

Егор Спиридонович Клюйков основал колокольный завод в 1879 г. Завод работал вплоть до 1914 г. Такого разнообразия и количества дужных колокольчиков в России никто не производил ни до, ни после него. Заслуга мастера состоит в том, что, пользуясь советами видного специалиста по акустике Аристарха Израйлева, он искал факторы, влияющие на звукообразование, много экспериментировал и неизменно добивался успеха.

Коллекция музея включает также поддужные колокольчики мастера Алексея Александровича Ерохина (1880-е годы) и братьев Молевых (1871 г.)

Значительный интерес представляют хранящиеся в нашей коллекции работы мастеров Вятской губернии.Так, братья Поповы производили в городе Слободском изящные, тонкие колокольчики, которые имели прекрасное звучание. В конце XVII в. в том же городе Слободском Трифоном Каркиным впервые основан колоколитейный завод, один из первых в России. Династию продолжили его сыновья Лука и Илья, отливавшие колокольчики, датированные 1806 – 1817 г. В оформлении они использовали элементы растительного орнамента.

В нашей коллекции есть колокольчик, который представляет завод знаменитых литейщиков братьев Лабзенковых из г. Касимова Рязанской губернии, основанный в 40- гг. XIXв. Отличительной чертой касимовских колокольчиков является массивная трапециевидная кованная петля и надписи, выполненные красивыми прописными буквами.

Колокольчик мастера М.В. Мялкина, д. СосновскоеГорбатовского уезда Нижегородской губернии также является единственным в коллекции.

Владельцы колокололитейных заводов Чарышниковы первоначально открыли свое производство в Ярославе, а затем – в Балахне Нижегородской губернии.Завод проработал вплоть до 1919 года. Когда в окрестностях началось строительство картонной фабрики, Чарышникову пришлось продать производство за бесценок, после чего завод прекратил свое существование.

Особый интерес представляют надписи, которые наносились на поддужных колокольчиках.

Сегодня мало письменной информации, относящейся к происхождению колокольчиков, географии и истории их изготовления и использования. Поэтому наиболее богатым и достоверным источником сведений остаются надписи, отлитые на самих колокольчиках. Эти тексты рассказывают о мастере, месте и дате изготовления, памятной причине выпуска изделия, благодаря которым мы теперь знаем имена этих народных умельцев.

Надписи мы условно разделили по видам:

- информация о месте и времени производства и мастере

- шутливые надписи и русские пословицы-поговорки, загадки (например, на одном из самых ценных в нашей коллекции Валдайском колокольчике есть надпись «Кого люблю, того дарю. Лит в Валдае»).

- памятные надписи о событии

- ямщицкие изречения ("ЗВОНИ ПОТЕШАЙ ЕЗДИ. ПОСПЕШАЙ).

На колокольчиках как украшение широко применяли орнаменты, кресты, круги, жемчужная нить, сетка, а также звезды; встречались и орлы, среди которых преобладали одноглавые. Двуглавые орлы встречаются на колокольчиках реже, так как право на изображение государственного герба давалось в виде особой привилегии. Орлы обычно снабжали символами монаршей власти - короной, скипетром и державой. Часто изображался святой Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона копьем, реже - гербы городов, щиты, павлины.

Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и предметы коллекционирования. Но по-прежнему волнует душу их мелодичный звон, словно напоминая о дальних дорогах.

Колокольчики - не современные сувенирные, а настоящие поддужные - заняли свое достойное место в музеях и частных коллекциях, ведь это "осколки" старого дорожного быта нашей страны, маленькие звонкие памятники русской истории и культуры.

Именно поэтому возрастает интерес к поддужным колокольчикам, а коллекция нашего музея несет в себе великие тайны «звонкого» мастерства своей эпохи.