Департамент культуры и туризма администрации г. Арзамаса Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

11 декабря 2018 г.Скрябина Светлана Алексеевна

КОСТЮМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ АРЗАМАССКОГО УЕЗДА II ПОЛ. XIX – НАЧ. XX ВВ.

Арзамасский историко-художественный музей располагает богатой и интересной коллекцией женского крестьянского костюма Арзамасского уезда ХIX– нач. ХХ вв., включающей несколько сотен предметов. Среди них рукава, сарафаны, передники, пояса, костюмы-парочки, предметы Чернухинского золотного костюма, а также головные уборы: платки и шали, женские и девичьи головные уборы. Сотрудниками музея ведется работа по атрибутации и анализу бытования предметов, по восстановлению и исследованию костюмных комплексов, хранящихся в фондах музея.

В целях более детального изучения крестьянского женского костюма, бытовавшего в Арзамасском уезде в ХIX– нач. ХХ вв. с 2013 года предпринимаются этнографические экспедиции по селам Арзамасского района. Научным консультантом выступает Шабалина Е.И., научный сотрудник Архитектурно-этнографического музея-заповедника Щелоковский хутор, специалист в области женского крестьянского костюма Нижегородской губернии. Были предприняты поездки в села Арзамасского района: Чернуху, Мотовилово, Вторусское, Выездное, Водоватово.

Источниками для восстановления костюмных комплексов служат музейные фонды и книги поступлений, в которых содержится информация о времени и источнике поступления предмета, место его бытования, комплектация с другими вещами. Данные по бытованию предметов получены также в результате опросов старожилов сел, местных краеведов и старейших участников ансамблей «Золотые узоры» с. Чернуха и «Семики» с. Водоватово. В результате сложилось представление о нескольких типах женских крестьянских костюмных комплексов, бытовавших в конце XIX– нач. ХХ вв. в Арзамасском уезде. Обращение к женскому костюму обусловлено разнообразием и богатством соответствующей коллекции в фондах нашего музея, а также в доступных коллекциях Арзамасского района. Женская одежда разнообразнее мужской. В ней заметнее сказывалось взаимовлияние разных социальных и религиозных групп населения, заметнее возрастные различия [1, с. 22]. Для Арзамасского уезда характерен севернорусский тип костюмного комплекса [2, с. 8]. В соответствии с общепринятой типологией, основанной на покрое основной детали костюма, мы выделяем три вида костюмных комплексов, бытовавших в Арзамасском уезде XIIX– нач. ХХ вв.: сарафанный комплекс с косоклинным сарафаном, сарафанный комплекс с прямым сарафаном, и костюм парочка «городского» типа, бытовавший среди крестьянок Арзамасского уезда. Каждый из них предполагает сочетание определенного типа сарафана или юбки, рукавов, передника, головных уборов, обуви, украшений.

Сарафанный комплекс с косоклиннымсарафаном. Сарафан – это женская одежда, надеваемая поверх рубахи, напоминающая платье без рукавов или в виде высокой юбки на лямках. В Арзамаском уезде бытовал распашной косоклинный сарафан, который шили в виде полукруга: « к двум передним и одному заднему полотнищу пришивали по бокам косые клинья, сильно расширяющие сарафан к подолу» (рисунок, крой сарафана) [3, с. 27]. Данный комплекс включает рукава, которые шили без стана или снабжали станом из холста или другой недорогой ткани и передник без грудки. Косоклинный сарафан получил распространение на Руси в XV-XVIIвв. [3, с. 19], его появление на территории Арзамасского уезда можно связывать с образованием русской крепости во второй половине XVIв., когда на мордовские земли пришла русская культура. В XIXвеке косоклинный сарафан сохраняет актуальность, но приобретает устойчивый статус «немодной» одежды и все чаще становится деталью костюма женщин старшего возраста. Этот комплекс имел в нашей местности наибольшее число вариаций.

Необходимо выделить известные нам два подвида косоклинных сарафанов, бытовавших у нас. В Коваксе, Котихе и близлежащих селениях был распространен косоклинный сарафан с высоким лифом, с вырезом под горло ( Фото 1). Спинка широкая с большим расстоянием между лямками. Покрой отличался тем, что в спинку вшивали клинья, сильно расширяющиеся книзу, и подол сарафана сзади приобретал дополнительную ширину. Котихинский сарафан – самый архаичный вариант косоклинного сарафана.

Более модный вариант, который носили девушки и молодые женщины – косоклинный сарафан «чернухинского» типа, с более глубоким вырезом, узкой спинкой и сформированной «лягушкой», зачастую с плиссированным подолом. Плиссированный подол требовал особого мастерства при формировании складок и особого ухода. Чтобы складки не деформировались, крестьянка перед хранением складывала его особым образом (Фото 2). Нужно отметить, что в пределах одного уезда, особенно в близлежащих селах, наблюдается взаимовлияние модных тенденций, сосуществование их на одной ограниченной территории. Так, в Чернухе бытовал и сарафан котихинского типа, и другие костюмные комплексы; в свою очередь чернухинский сарафан был распространен во всех селах уезда и представлял собой достаточно актуальный вариант женского костюма, ассоциировавшегося с хорошим достатком его обладательницы. Чернухинские старообрядки носили сарафаны «котихинского» типа из черной ткани в церковь и называли их молельными. Данный комплекс имел яркую разновидность – роскошный праздничный вариант, известный этнографам как золотный арзамасский или чернухинский костюм (Фото 3). Ценность этого наряда очень высока, и посетителям музея зачастую сложно поверить, что он принадлежал крестьянке. Ввиду высокой стоимости золотной вышивки такой костюм мог быть не полностью расшит золотом, а содержать те или иные золотные детали.

Полностью укомплектованный золотный костюм отличался от других видов сарафанного комплекса с косоклинным сарафаном наличием характерных деталей:

  • подчеркнутая роскошь фактур и цвета. Ткани использовались исключительно дорогие, яркие: для рукавов и сарафана шелк, для шапочек и передников парча или бархат.
  • украшение всех деталей костюма золотной вышивкой.
  • наличие аппликаций на плечах – оплечий (полеп), не характерных для арзамасской традиции. Ни в одном другом костюмном комплексе мы не встречаем подобных украшений рукавов.
  • присутствие импровизированных бус - «бороды», которую делали, укладывая на шее золотную бахрому бородку - ряд за рядом, тщательно, соблюдая определенные правила: расстояние между кромками бахромы не должно превышать 4-5 мм, нижние кромки не должны быть видны под бахромой. Девушка, не соблюдавшая эти правила, могла прослыть несдержанной или неопрятной.
  • наличие «теплого» варианта костюма, для прохладной погоды, который включал специальный расшитый золотом кафтан пониток, собранный на талии сзади в трубчатые складки ( Фото 4) и дополнительный головной убор в виде широкой полосы радужной шелковой ткани с золотной бахромой по концам - «крышку», которую носили, скалывая под подбородком.

Сарафанный комплекс с прямым сарафаном. «Прямой сарафан более поздний, чем косоклинный, он появляется в 17 веке, но вплоть до 19 века воспринимается как модная одежда молодых женщин [4, с. 642]. Это так называемый московский сарафан - прямой сосборенный, на лямках. К нему надевали рубаху со станом, сшитые из одной ткани или станушку — рукава цельнокроенные со станиной. Бытовали сарафаны «под фартук» (передняя часть часто содержит вставку из вспомогательной ткани для удешевления изделия). С таким сарафаном надевали передник с грудкой и с ушками.

Подтипом комплекса на основе прямого сарафана можно считать своеобразный костюм-«тройку», бытовавший в с. Вторусское, а также постепенно распространявшийся в других селах (Красное, Выездное): прямой сосборенный сарафан с небольшой грудкой, тщательно и красиво оформленной проймой (тесьма, вышивка, фигурная складка). К нему из той же ткани шилась кофта, аналогичная кофте от парочки. Под сарафан надевали рукава, не отличавшиеся особенностями кроя (Фото 5). Сарафан носили с кофтой как парочку или снимали кофту и носили как сарафан с рукавами. При этом передник надевали поверх сарафана, под кофту.

Костюм парочка «городского» типапредставляет собой комплект из юбки и кофты, сшитых из одной ткани. Он приобрел популярность среди крестьянок Арзамасского уезда в результате распространения городской моды 1880-11890-х гг. [5, с. 8] . (Фото 6)

В заключение необходимо отметить, что данную типологию мы не можем считать законченной в связи с большим количеством белых пятен в истории женского костюма, а значит, исследование костюмных комплексов Арзамассского уезда требует продолжения.

 

Источники и литература

  1. Бусыгин Е.П. Русское население Среднего Поволжья. – Казань, 1996.
  2. Русский народный костюм. Из собрания государственного музея этнографии народов СССР. - Ленинград, 2984
  3. Крестьянская одежда населения европейской России (XIX– нач. XXвв.). - М., 1971.
  4. Восточнославянский этнографический сборник. - М., 1956.

      5. Ефимова Л.В. Русский народный костюм. – М., 1962.