Департамент культуры и туризма администрации г. Арзамаса Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

11 декабря 2018 г.

Разработка и организация музейных программ в организации инклюзивного образования.

Понятие «обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» утверждено Федеральным законом от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Поэтому признание прав особого ребенка на образование с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, а также обеспечение оптимальных условий для его интеграции и социализации в общество является важнейшей задачей социальной практики. Кроме того, федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задает целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированных образовательных программ с учетом особенностей их психофизического развития и специальных образовательных потребностей.

Сегодня в нашей стране уделяется большое внимание поддержке лиц с ограниченными возможностями: открываются адаптационные центры, внедряются инновационные методы взаимодействия с людьми данной группы, формируется толерантное отношение общества к «особенным» людям. Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Россией, утверждает право инвалидов на участие в социокультурной жизни, предполагает создание среды, обеспечивающей равную для всех членов общества доступность общественного транспорта, торговых и лечебных заведений, а также культурных мероприятий и услуг, в том числе и в музейной сфере (И.Н. Донина, 2014; с. 14).

Инклюзивное образование – это процесс обучения детей с особыми потребностями, в основу которого положена идеология, исключающая любую дискриминацию и обеспечивающая равное отношение ко всем. Целью инклюзивного образования является создание доступной среды в обучении, облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в социуме (О.И. Акимова, 2011; с. 10).

Расширить возможности социальной адаптации ребёнка с особенностями развития позволяет именно культурная среда: она обогащает и расширяет знания об окружающем мире, а также положительно влияет на личностное и эмоциональное развитие (А.Г. Вагапова, 2016; с.64). Неоднократно упоминалось, что именно современный музей способен внести особый вклад в процесс реабилитации и социальной адаптации детей с психическими и физическими отклонениями. Практика мировых музеев, которые на протяжении многих лет работают с особенной аудиторией, служит этому доказательством. Например, действующие в Лувре с 1995 года проекты «Музей без правил» и выставка скульптур «Осязательная галерея», являются известными постоянными музейными выставками, созданными специально для слабовидящих и т.д. (И.Н. Донина, 2014; с.52).

Современный музей изменяет представление о своей миссии и показывает перспективы и возможности развития как многофункционального культурного учреждения, способного решать общественно значимые задачи. Сегодня музей – это не только институт исторической памяти, но и культурная форма, которая в состоянии видоизменяться в соответствии с тенденциями развития общества и культуры. Современный музей находится в поиске актуальных технологий и средств их реализации, расширяет спектр своих социокультурных функций, включает в сферу своей деятельности новые сегменты общества (Б.А. Столяров, 2007; с. 39). Как специфический инструмент культуры, обладающий комплексом уникальных критериев, а также способностью накапливать и транслировать исторический и культурный опыт, музей становится действенным механизмом социокультурной адаптации и самоидентификации, обеспечивающим включение личности в культуру. Возможности участия музея в решении социокультурных проблем, безусловно, видоизменяют направления многих форм и методов музейной деятельности.

Что же музей может предложить людям с ограниченными возможностями здоровья, и каким образом будут осуществляться эти мероприятия? Какие уже существуют программы, методы и формы работы с данной категорией посетителей в музеях? Эти вопросы мы рассмотрим в данной статье на примере работы Арзамасского историко-художественного музея.

Работа с инвалидами ведется в музее с 2002 года. Именно в это время была организована Арзамасская городская организация «Всероссийское общество инвалидов». Группы ВОИ стали постоянными посетителями нашего музея, а мы всегда старались, чтобы музейная среда становилась к ним ближе и доступнее. Для этого сотрудники музея разрабатывали программы, адресованные именно данной возрастной категории, которые помогали бы нашим гостям преодолевать чувство одиночества и приобщаться к культурной жизни, раскрывать свой потенциал, повышать самооценку и уверенность в себе. Сегодня в музее стали традиционными мероприятия, проводимые в декабре к Международному Дню инвалидов. Нашим посетителям мы предлагаем тематические экскурсии «История русского костюма», «Чайные традиции», «Лики русских святых», организуем чаепития, мастер-классы и концертные номера с участием городских хоровых коллективов.

Партнерами и участниками в создании программ для инклюзивного образования являются Центры реабилитации и социальной помощи г. Арзамаса. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями учрежден в Арзамасе в 2001 году, но активное взаимодействие Центра и музея началось лишь спустя 10 лет. Вероятнее всего, проблемы в коммуникации вызывали у сотрудников Центра опасения, связанные с тем, насколько пребывание их воспитанников в музее будет комфортным, смогут ли они получить положительный эффект от музейных занятий и возможны ли негативные моменты от нового круга общения (отношение сотрудников, реакция на новое пространство и т.д.).

Сегодня музей имеет тесный контакт с Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Арзамаса, с Центром социальной помощи семье и детям г. Арзамаса, который обслуживает детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, а также с МКОУ «Коррекционная школа №8» г. Арзамаса Нижегородской области.

В самом начале работы над созданием инклюзивных образовательных программ научные сотрудники музея сталкивались с сомнениями и рядом вопросов, которые касались доступности музейной среды для детей с ограничениями здоровья, возможности адаптации уже существующих экспозиций и программ, способов передачи информации и т.п. Становилось понятно, что при большом разнообразии фондовых и информационных материалов сотрудники музея часто имеют определенный набор стереотипов и недостаточно знакомы с особенностями взаимодействия с посетителями данной категории. Поэтому в последнее время в учреждении больше времени стало уделяться обучению сотрудников. Основные источники подготовки - онлайн семинары, конференции и вебинары, на которых рассматриваются проблемы понимания инвалидности (терминология, этикет), коммуникации с людьми с различными видами и степенью инвалидности, рекомендации по организации инклюзивных программ, опыт работы мировых и российских музеев. В процесс обучения вовлечены все категории сотрудников, так как понимание специфики работы с особенными людьми очень важно для нас: пребывание в музее должно быть максимально полезным и комфортным для данной категории посетителей.

При разработке инклюзивных музейных проектов и программ в историко-художественном музее учитываются особенности учреждения, его экспозиционные пространства, возможные маршруты и потребности целевой аудитории. Экскурсии и тематические занятия для детей с особыми потребностями отличаются меньшей наполненностью информацией, продолжительностью проведения и особенным эмоциональным фоном, но при этом все они нацелены на интеграцию детей с инклюзией в социокультурное музейное пространство, на оптимизацию личностной и межличностной коммуникации. Что касается уровня сложности и конкретных инструментов, то они определяются после консультации с куратором или воспитателем группы. Очень часто методика и приемы проведения меняются после первых же занятий, так как на практике становится ясно, что работает эффективно, что нужно доработать, а от чего стоит отказаться.

«Мир забытых вещей» - одно из первых занятий, которое сотрудники музея адаптировали для проведения с детьми с ОВЗ выбрано не случайно. Данное тематическое занятие было трансформировано в специализированную многоступенчатую программу, знакомство с которой рассчитано на несколько лет. В отличие от стандартного проведения, в каждое занятие для детей с ОВЗ в зависимости от их возраста и уровня подготовленности включены мастер-классы по освоению традиционных техник; возможно изменение количества представленных экспонатов и степень их информационности. В процессе проведения занятия всегда используются игровые и интерактивные моменты, происходит взаимодействие с подлинными музейными предметами и аутентичным историческим интерьером. Таким образом, обеспечивается вовлечение интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер, развивается моторика и тактильный опыт, совершенствуются навыки коммуникации.

С 2010 года в историко-художественном музее разработана и успешно применяется инклюзивная программа «Без границ». Она представляет собой цикл из пяти тематических занятий, которые знакомят участников с музейными фондовыми коллекциями разной направленности, что дает возможность через изучение исторических предметов получить нужную информацию, способствует личностному росту и интеллектуальному развитию. Все занятия программы «Без границ» проводятся в экспозиционных залах музея и состоят из двух частей: первая, более короткая по времени, включает в себя дозированную тематическую информацию, которая не перегружена датами, цифрами, именами и проводится в форме «вопрос – ответ». Вторая часть закрепляет освоенный материал через творческое задание.

Инклюзивная программа «Без границ» включает в себя занятия по следующим темам:

- «Я играю сказку!». Это занятие с элементами кукольного театра является очень эффективным средством сближения, что особенно важно в работе с особенными детьми. Во время постановок ребята становятся более коммуникабельными и открытыми. Занятия помогают развивать мышление, воображение, речевую активность, двигательную координацию.

- Занятие «Звуки волшебного оркестра» знакомит с коллекцией музыкальных инструментов. Музыка – одно из важнейших средств культурного и гармоничного развития ребенка с ОВЗ. Занятие помогает детям раскрывать свои творческие способности, развивать эстетику чувств и восприятия. Ребята с большим удовольствием играют на деревянных ложках, трещотках и бубнах в составе «самодеятельного фольклорного ансамбля».

-Занятие по краеведению «Городок Арзамас»знакомит детей с промыслами и ремеслами Арзамасского края – валяльным и кожевенным производством, золотной вышивкой, деревянной резьбой. В структуру занятия включен мастер-класс «Арзамасский гусь в технике оригами», а также предоставляется возможность примерить аналоги древних доспехов, хранящихся в музее. Музейное занятие по краеведению служит дополнением к изучению материалов учебной программы. Оно способствует повышению общего развития детей с ОВЗ, формирует познавательный интерес, расширяет кругозор, корректирует особенности развития, улучшая тем самым социальную адаптацию.

- «Русский дом и все, что в нем». Какие обычаи и традиции существовали у наших предков? Как была устроена русская крестьянская изба? На эти вопросы ребята получают ответы во время нашего общения и с интересом примеряют лапти, носят коромысло с деревянными ведрами, пытаются ухватом достать чугунок из русской печи.

- «Страна рукоделия». На занятии гости знакомятся с музейной коллекцией старинной одежды. В творческой части занятия ребятам предлагается мастер-класс по изготовлению платочка в технике набойки.

В заключение хочется отметить, что в 2017 году инклюзивные программы, проводимые в Арзамасском историко-художественном музее, посетило 2830 человек. Было проведено 75 экскурсий и тематических занятий, 40 выставок, доступных для детей с ОВЗ. С 2016 года музейный сайт имеет версию для слабовидящих людей. В 2017 году музей впервые присоединился к всероссийской акции «Музей для всех! День инклюзии». В ближайшее время в музее планируется использование аудиогида, что позволит расширить аудиторию и проводить занятия для слабослышащих людей.

 

Список литературы:

  1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – М.: Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – с.10-11
  2. Вагапова А. Г. Использование средств музейной педагогики в достижении личностных результатов АООП детей с ОВЗ // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 64-66. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1367/ (дата обращения: 16.10.2018).
  3. Донина И.Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03: Донина Ирина Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств], 2014.-223 с.
  4. Медведева Е. Не нужно изобретать велосипед…// Музей. – 2017. – № 10. – С. 24-29.
  5. Столяров, Б.А. Музей в пространство художественной культуры и образования: учеб. пособие / Б. А. Столяров. - СПб.. 2007 - С. 39.