Департамент культуры и туризма администрации г. Арзамаса Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

30 декабря 2016 г.Коннова Ольга Николаевна

«Древности Арзамасского края» как источник изучения истории населения Притешья с древнейших времен до эпохи Средневековья

Статья описывает основные разделы выставочного проекта музея по истории древнего населения Арзамасского края. В статье ха-рактеризуются отдельные уникальные экспонаты из музейной коллекции «Археология», указывается их назначение и роль в изучении древней истории населения бассейна реки Теши.

Территория Притешья в археологическом плане неплохо изучена. Начиная с конца XIXвека здесь проводили исследования П.Д. Дружкин, Д.Н. Анучин, В.Т. Илларионов, М.Ф. Жиганов, П.Д. Степанов, В.Ф. Черников, А.В. Фомин, Ю.Р. Тихонов [1, с. 6]. С 1980 года в бассейне реки Теши, который включает не только Арзамасский район, но и соседние Ардатовский, Дивеевский, Первомайский, Шатковский, регулярными археологическими раскопками занималась экспедиция АГПИ им. А. П. Гайдара (с 2012 года АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского) под руководством известного археолога В.Н. Мартьянова.

Благодаря этим исследованиям накопился довольно богатый материал, который позволяет проследить историю народов, заселявших данную территорию с древнейших времен.

Арзамасский историко-художественный музей имеет в своих фондах уникальную коллекцию археологических находок, число которых на 1 января 2015 года составляет 9305 предметов. Начало коллекции было положено в 1958 году, когда в музей поступили два каменных топора эпохи бронзы, найденные около села Кичанзино в 1952 году учащимся Красносельской средней школы Разживиным [5, с. 13].

С 1980 года главным источником пополнения данной коллекции стали археологические экспедиции под руководством В.Н. Мартьянова. За долгие годы совместной работы фонды музея пополнились предметами эпохи неолита, бронзы, а также богатым комплексом предметов из мордовских захоронений III– XIIIвеков. Эти артефакты служат своеобразным учебным пособием, источником получения уникальных знаний по начальной истории региона не только для жителей города, но и для специалистов-исследователей из других регионов нашей страны.

Выставочный проект историко-художественного музея «Древности Арзамасского края» имел сразу несколько целей. Во-первых, показать посетителям самую большую музейную коллекцию, одновременно активизируя научную работу коллектива по ее изучению. Во-вторых, на площадке выставочного проекта получить возможность рассказывать посетителям о древнейшей истории региона, предваряющей основание города Арзамаса. В-третьих, формировать устойчивый интерес к истории на основе подлинных вещественных экспонатов, активного восприятия материала через интерактивность у посетителей разных возрастных групп [6, С. 2].

За основу построения выставки было решено взять хронологический принцип расположения экспонатов, показывающий зарождение и развитие человеческого общества на локально ограниченной территории Притешья. Выставка разбита на два больших раздела:«Население Притешья в домордовский период (каменный век и эпоха бронзы)»и«Эпоха раннего железа и средневековье. Древняя мордва».

Научное изучение коллекции, составление тематико-экспозиционного плана данного проекта, подбор экспонатов, поиск недостающих предметов, подготовка открытия выставки, - на всех этапах создания экспозиции мы работали совместно с учениками Владимира Николаевича Мартьянова: Алексеем Леонидовичем Егошиным и Михаилом Валерьевичем Марковым. К нашему глубокому сожалению, к моменту начала работы над проектом В.Н. Мартьянова уже с нами не было. Поэтому, отдавая дань памяти и уважения этому замечательному человеку и известному археологу, экспозиционно-выставочный проект «Древности Арзамасского края» мы посвятили ему.

В общей сложности выставочный проект представил посетителям 1005 предметов, из которых более 900 — вещественные источники (останки палеолитических животных, орудия труда, оружие, керамика, женские и мужские украшения) из фондовой коллекции «Археология». Для усиления эмоционального воздействия на посетителей, а также учитывая малую информативность артефактов некоторых временных периодов, были использованы изобразительные источники, созданные с помощью современных технологий (баннер «Сцена охоты на мамонта», макет жилища первобытного человека, картины наскальной живописи из различных археологических заповедников России и Зарубежья).

Своеобразным эпилогом к выставке стал раздел «Археология как наука». Представленные в витрине фотографии процесса археологического исследования, рабочий инструмент археолога служат источниками получения знаний об археологии, ее целях, задачах и методах исследования. Посетители с удивлением узнают, что при расчистке археологического памятника специалисты используют самый обычный инструментарий: лопаты разных видов, малярные кисти и даже зубочистки.

Этот раздел рассказывает посетителям выставки и об археологических исследованиях нашего Арзамасского края, о Владимире Николаевиче Мартьянове, который посвятил этой деятельности более 30 лет своей жизни и издал не один десяток книг. Некоторые из них демонстрируются в витрине, так же как и его личные вещи, с которыми он не расставался в своих экспедициях (планшет с необходимым набором предметов для ведения полевого дневника, рулетка, карандаш и др.). В витрине представлен и уникальный документ — «Отчет о раскопках Федоровского городища», датированный 1976 годом, — являющийся первым археологическим отчетом нашего музея. Представляет интерес и коллективная фотография, созданная во время исследования этого памятника [6, с. 3]. Эти экспонаты уникальны тем, что представляют одну из первых археологических экспедиций В.Н. Мартьянова.

Раздел«Население Притешья в домордовский период (каменный век и эпоха бронзы)»раскрывает перед посетителями прогрессивный характер развития человеческого общества на данной территории в такие исторические периоды, как каменный век, разделяемый историками на палеолит, мезолит и неолит, а также в эпоху бронзы.

На территории Арзамасского края и юго-востока Нижегородской области палеолитических стоянок не обнаружено. Об этом в своих исследованиях неоднократно пишет В.Н. Мартьянов [2, с. 5]. Но изучение эволюции человека было бы неполным без отражения этого временного этапа. Поэтому сотрудниками музея было решено эпоху палеолита представить теми предметами, которые имелись в наших фондах. Останки мамонтов: зубы, фрагменты челюстей вместе с зубами, фрагменты бивней и костей скелета, все это размещено в экспозиции таким образом, чтобы посетители без труда смогли представить это древнее вымершее животное, которое служило древним людям эпохи палеолита средством к существованию. Эмоциональной составляющей в данном разделе является большое изображение сцены охоты на мамонта, которая позволяет экскурсоводам передать посетителям информацию о самом древнем человеке, его внешнем виде, рационе питания, речи, занятиях и интересах, нормах поведения.

Первое население в бассейне реки Теши по данным археологов появилось в эпоху мезолита — среднего каменного века [2, С.6]. Стоянок этого периода обнаружено не так много. Одна из самых древних — стоянка Старая Пустынь I[2, С. 6]. Вещевой материал эпохи мезолита в музейной коллекции практически не представлен, поэтому он объединен в комплекс с предметами следующей эпохи неолита — нового каменного века, представленной довольно широко. Это коллекции, переданные экспедициями под руководством В.Н. Мартьянова со стоянок Арзамас VI(1980г.), Заречное I(1982 г.), Высокая Гора I(1982 г.), Арзамас VII(1982 г.), Пятницы IV(1982 г., 1989 г.) и другие.

Большую часть витрин занимают кремневые отщепы, каменные орудия труда и их фрагменты: ножи, ножи-скребки, резцы, пластины с регулярной ретушью, скобели, наконечники стрел из кремня и кости [6, С. 5]. Демонстрация орудий труда первобытного человека эпохи неолита дает возможность проследить эволюцию в приемах обработки камня. Несмотря на преобладание старых технологий (техника двусторонней оббивки, скола, ретушь), появляется шлифование, пиление и заточка камня. Об этом свидетельствуют первые примитивные каменные топоры, представленные в витрине [6, с. 6]. Рядом располагаются крупные наконечники копий и небольшого размера костяные и кремневые наконечники для охоты на пушных зверей и рыбной ловли. Одно из главных событий неолита — переход к производящему хозяйству: земледелию и скотоводству. Это подтверждают представленные в витрине пест и зернотерка [6, с. 6].

Особую часть экспонируемого материала представляет керамика неолитических культур со стоянок Заречное Iи Арзамас VI[6, с. 7]. Она наглядно иллюстрирует рассказ экскурсовода о процессе изготовления первых керамических сосудов людьми в эпоху неолита. Особенно яркими экспонатами являются фрагменты керамики с ямочно-гребенчатым орнаментом, в больших количествах обнаруженные на стоянках Арзамас Vи VIвместе с характерным набором кремневых орудий [2, с. 7].

Эпоха бронзового века, несмотря на довольно большое количество археологических памятников, в вещественном плане представлена в музейной коллекции довольно скромно. Поэтому витрина наполнена отдельными предметами хозяйственно-бытового назначения: фрагментами керамики, каменными орудиями труда. Самые яркие экспонаты - это каменные сверленые и полированные топоры, имеющие принадлежность к племенам фатьяновской культуры, пришедшим на рубеже III–IIтысячелетия до н.э. на эту территорию с юго-запада [2, с. 8]. Все топоры поступили в музей в разные годы и были обнаружены, судя по записям книг поступления музея, в разных уголках Арзамасского района (с. Кичанзино, с. Кожино, с. Новый Усад).

В большом количестве в витрине представлены фрагменты керамики поздняковской культуры, которая складывается на этой территории в эпоху бронзы [2, С. 8]. Фрагменты лепных сосудов имеют четко прослеживающийся геометрический орнамент и форму, характерные именно для этой культуры. Кроме того, экспонируются каменные орудия труда этого периода, обнаруженные на стоянках Арзамас VIII(1982 г.), Арзамас IX(1982 г.), Арзамас XIII(1982 г., 1989 г.) [6, С. 10].

Второй большой раздел экспозиционно-выставочного проекта —«Эпоха раннего железа и средневековье. Древняя мордва»имеет цель показать культурно-бытовые особенности автохтонного населения Арзамасского края вплоть до основания г. Арзамаса. На основе тех племен, которые занимали данную территорию в эпоху бронзы, в Iтыс. до н.э. (эпоху раннего железа) складывается городецкая культура, ставшая, в свою очередь, основой для формирования в бассейне р. Теши древнемордовских племен [2, С. 9]. Немногочисленные экспонаты, относимые к эпохе раннего железа, вынуждают ограничивать представление этого временного отрезка только рассказами экскурсовода. В тоже время богатейший материал древнемордовской культуры позволяет большую часть экспозиции посвятить именно этому народу – мордве-эрзя.

Большая часть археологических предметов из музейной коллекции, а также экспонатов, представленных посетителям, это результат раскопок таких видов памятников, как грунтовые могильники мордвы-эрзя. Именно они дают богатейший материал археологам для изучения разных сфер жизнедеятельности древнемордовского населения Арзамасского края.

Характеристику уклада повседневной жизни древней мордвы в рассказе экскурсоводу позволяют дать такие вещественные источники, как орудия труда и бытовой инвентарь: шиферные пряслица разной цветовой гаммы, ножи, кресала, стамеска, мотыжка, фрагменты серпа, ботало, долото, пешня, несколько видов топоров, имеющих бытовое назначение из могильников Заречное II, Выползово II, Стексово II[6, с. 12]. Такое обилие хозяйственно-бытового инструментария позволяет сделать выводы о том, что мордва занималась обработкой леса, бортничеством, земледелием, скотоводством, рыбной ловлей.

Особую группу бытовых предметов составляют керамические сосуды разной формы и назначения из могильников III– XIIIвв. Среди них как те, что использовались в хозяйстве, так и созданные специально для осуществления погребального обряда, не имеющие следов бытового использования [6, с. 15].

Интересными вещественными источниками являются льячки – глиняные ковшички для розлива расплавленного металла. Наличие их в женских захоронениях свидетельствует о том, что изготовлением украшений в Iтыс. н.э. мордовские женщины занимались исключительно сами [2, с. 15].

Разнообразие женских мордовских украшений (височные привески, бусы, кольца, браслеты, сложносоставной пояс с несколькими видами привесок) можно увидеть в витрине с полностью воспроизведенным женским захоронением из могильника Красное III[6, с. 13], которое без каких-либо изменений перенесено из старой экспозиции музея, располагавшегося в здании Ильинской церкви г. Арзамаса. Оно оказывает сильное эмоциональное воздействие на посетителей, погружает его в атмосферу того временного периода, в котором проживала женщина, рассказывает о ее социальной роли, верованиях, традициях и обычаях.

Еще один уникальный экспонат — накосник-пулокерь. Накосникивстречались практически во всех мордовских женских погребениях XI- XIIIвв. Длина их достигала 80 см, а ширина в верхней части 6 см. Основа — железный тонкий штырь или палка, на которые наматывались волосы, укладывался луб, а сверху все это обматывалось уплощенной бронзовой проволокой [3, с. 62]. В витрине демонстрируется накосник-пулокерь и кистевидный накосник из погребения 3 могильника Выползово VI[6, с. 14], отличающиеся особо крупными размерами (Приложение 1).

Женское погребение из могильника Красное IIIявляется источником для получения сведений в том числе о погребальном обряде мордвы. В IXв. обряд трупосожжения исчезает, и мордва продолжает хоронить умерших по обряду трупоположения в нательной и верхней одежде в сопровождении соответствующего инвентаря [2, с. 11]. Погребальные обряды женских и мужских захоронений имеют различия. Кроме того, для мордовских могильников Притешья характерно наличие парных погребений, а также захоронения коней. Одно из самых богатых конских захоронений было обнаружено в могильнике Пятницы VII. Именно оно и демонстрируется в экспозиции как пример своеобразного культа коня у мордвы (Приложение 3).

В витрине представлены фрагменты уздечного набора и сбруи из цветного металла: две крупные бубенцовые решмы листовидной формы, перекрестные бляхи, накладки и бляшки разной формы и видов, пластинчатые наконечники, бубенцовые подвески, всего 81 предмет [6, с. 19], хотя одних только бляшек круглой формы, украшавших конскую сбрую, в данной коллекции насчитывается 142 штуки [3, с. 196]. Дополняет предметы фотография с изображением реконструкции уздечного набора из данного погребения могильника Пятницы VII[7, с. 42].

Интереснейшим экспонатом практически все посетители называют деревянные ложки и чаши, уцелевшие от воздействия времени благодаря тому, что были помещены при погребении в медный котелок, являющийся обязательной принадлежностью наиболее богатых мужских захоронений [2, с. 16] (Приложение 2).

Одна из витрин экспозиционно-выставочного проекта посвящена оружию из могильников Притешья. Боевой топор-чекан, наконечники копья, пики, дротика, наконечники стрел, умбоновидная бляха от щита, однолезвийный меч из могильника Заречное II[6, с. 21] — наличие подобных предметов в мужских погребениях позволяет говорить о том, что мордве приходилось защищаться от нападения соседних племен и народов: славян с севера и запада, кочевников с юга, волжских булгар с востока. Это ускорило процесс появления у мордовских племен раннегосударственных объединений. Одно из них - «Пургасова волость», упоминаемая в Повести Временных лет, предположительно включала и территорию Притешья [2, с. 16].

Экспозицию, посвященную древнейшему населению Притешья, завершают экспонаты витрины, повествующей и об ином характере взаимоотношений мордвы-эрзи с соседними народами и племенами. Они не только воевали, но и имели торговые отношения и испытывали культурное влияние со стороны своих более развитых соседей. Доказательства этого представлены в витрине. Это обнаруженные в мордовских могильниках бусы из сердолика и горного хрусталя, известные у славян-вятичей. Шиферные пряслица, довольно широко представленные в мордовских могильниках, изготавливали в единственном месте на территории Европы — городе Овруч под Киевом. Из коллекции Заречное IIдемонстрируется металлическая иконка с изображением Богородицы с младенцем [6, с. 25]. В погребении она располагалась в центре ожерелья из металлических бус. Этот экспонат является поистине уникальной реликвией. Всего в России археологами было обнаружено 9 таких святынь, 8 из них — во владимиро-суздальской земле.

В витрине также представлены два арабских дирхема Xвека, шестиугольная пластина с изображением льва (мотив древнерусского декоративно-прикладного искусства), клад русских монет конца XIV– начала XVвв., обнаруженный В.Н. Мартьяновым у села Пятницы в 1982 году [6, с. 26].

Заключительным моментом экскурсии для посетителей является погружение в сам процесс археологических раскопок. Вооружившись необходимыми инструментами (лопатой и кистью), каждый желающий может попробовать себя в роли археолога и обнаружить какой-либо древний артефакт, будь то кремневый отщеп, примитивное орудие труда первобытного человека, или фрагмент женского украшения из цветного металла эпохи средневековья (Приложение 4).

Включение подобного интерактивного момента в экскурсионный процесс позволяет посетителям принимать активное участие в экскурсии, манипулировать музейными предметами, что в большинстве музеев категорически запрещено, погружаться в историческую действительность. Музей, предоставляя посетителям возможность соприкоснуться с подлинными вещественными источниками, может влиять на формирование устойчивого интереса к истории и историко-культурному наследию, воспитывать патриотизм.

Экспозиционно-выставочный проект «Древности Арзамасского края» популярен у разных категорий населения. С февраля 2016 года выставку посетило уже более 8200 человек. Интересен он не только школьникам и студентам города, хотя они являются его основными посетителями. Жители других регионов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья с удовольствием и неподдельным интересом всматриваются в витрины с мордовскими древностями и зачарованно слушают описание женского накосника-пулокери.

Очевидно, что численность музейной коллекции «Археология» не позволяет ее экспонировать в полном объеме. Тем не менее, экспозиционно-выставочный проект «Древности Арзамасского края» дает возможность жителям и гостям города соприкоснуться с древними артефактами, являющимися уникальными источниками информации по первоначальной истории региона.