Департамент культуры администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области

Арзамасский историко-художественный музейМузей Арзамаса

Открыт в 1957 году

18 ноября 2016 г.Щеглетова Алина Евгеньевна

История застывшая в фотографии

Фотоснимок – это память, источник информации, хранящий и передающий образы, действия, традиции, моральное состояние людей, красоту природы и творений человеческих рук. Простое фото в жизни людей, в истории, в искусстве играет очень важную роль. Жизнь, запечатленная в фотоработах полна очарования, проникнута смыслом и тайной, которые требуют постижения. Сегодня эта тема наиболее актуальна, поскольку в этом году фотография отмечает свой 170-летний юбилей.

Рождением фотографии считается 1839 г., когда два французских изобретателя Н. Ньепс и Л. Дагер подарили миру первый фотоаппарат. С тех пор фотографический процесс (в прошлом - дагеротипия) постоянно совершенствуется. За 170 лет много раз менялась техника, появился цвет, новые возможности, а также настоящие мастера этого искусства.

Значительный вклад в развитие искусства фотографии внесли русские фотохудожники Андрей Осипович Карелин и Максим Петрович Дмитриев. Их творчество – национальное достояние русского народа.

Говоря о фотографии, нельзя не упомянуть еще одну, известную каждому арзамасцу, фамилию Сажиных. Семья фотохудожников, четыре поколения занимавшаяся этим делом, также стояла у истоков зарождения искусства светописи в России. Николай Николаевич Сажин – основатель первого фотоателье в Арзамасе был крепостным у графини Уваровой. Правнук его – Вадим Игоревич, пишет: «Однажды графиня проявила добрую волю и отпустила прадеда в Париж учиться на фотографа. По возвращению она даровала ему вольную... После чего путь его лежал в Арзамас...

Открытие собственного фотодела было давней мечтой Николая Николаевича Сажина. Купили небольшой дом на самой окраине ( на улице Новой), где и открыли в 1870 г. первую фотографию «Николая Сажина», оборудовав ее по последнему слову парижской технологии. У себя в павильоне фотостудии он создал целую серию декораций, которые превращали павильон в сцену, а клиентов – в актеров». Фотографии Сажина были для арзамасцев праздником. На них простые крестьяне казались городскими мещанами, мещане – дворянами, а дворяне – завсегдатаями петербургских салонов. Это был краткий миг их придуманной жизни, которая бережно хранилась и передавалась из поколения в поколение.

Фотодокументы занимают значительное место в составе музейных фондов России. Они обладают более широкими информативными свойствами, чем вещевые источники, так как созданы специально для передачи информации, поэтому в большей степени способны отразить политические, социальные и экономические явления и события. Все они различны по своему происхождению, содержанию и назначению, но отражают важнейшие исторические факты и события, являясь памятниками определенной эпохи.

При определении значения и достоверности событий, явлений, фактов в фотодокументах важно по возможности выявить автора фотографии, его идейно-эстетические позиции, так как фотопроцесс состоит из того, что в кадре и за кадром. Человек и его дело, общественные институты, быт и нравы, интерьер и ландшафт – по одну сторону, и художник с камерой, его видением, включая выбор натуры, темпераментом, культурным багажом и жизненным опытом, его талантом - по другую, о которой мы доподлинно не знаем, но можем предположить. Оказывается, что в фотоискусстве важны обе стороны, и хотя мы видим реально только одну, вторая не менее значима.

Важную роль играет наличие клейм, штампов, почтовых штемпелей на фотографии, текст которых можно расшифровать, а также надписи, особенно сделанные самим автором, помогающие раскрыть характер и историческую ценность личности, события или явления.

Определяя значимость фотографий, отражающих важнейшие исторические события края и его видных деятелей, музейные сотрудники особое внимание уделяют тем из них, которые уже не могут быть воспроизведены и являются уникальным документальным материалом.

В фондах Историко-художественном музее г. Арзамаса насчитывается около 5 тысяч фотографий. Сотрудники музея, учитывая огромную значимость фотоснимков, как исторических источников, активно используют их в своей работе: в экспозиционной, выставочной, научной деятельности.

Особо отметим выставки «Семейный альбом. Век XX» и «Жизнь колхозная», проходившие в музее в 2008 – 2009 г.г.

С октября по декабрь 2008 г. в музее прошла выставка «Семейный альбом. Век XX», которая проводилась в рамках года семьи в России. Она имела огромное значение для жителей нашего города, так как отражала и историю развития фотоискусства, и историю города и страны в целом, а также духовные ценности эпохи XX века.

Сотрудники музея поставили цель – через фотографии отразить традиции, быт, устав провинциальной городской семьи и последующие изменения в сфере семейных отношений, социальных и духовных устоев; пробудить интерес к теме семейных отношений; показать преимущество семьи, как лучшей из форм человеческого общения.

На выставке было представлено около 80 фотографий и несколько семейных альбомов из фондов музея и личных коллекций горожан. Обладая огромным духовным и материальным потенциалом по изучению семейных отношений, традиций они рассказали о жителях нашего города прошлого столетия.

В основном на выставке были представлены фотопортреты (парные и групповые), которые являются важнейшим и наиболее распространенным видом фотоисточников. В центре внимания посетителей – человек – его поза, жест, лицо, мимика, одежда, прическа. Фотографии позволили проследить, как менялись нравы и мода в течение всего XX века, как люди одевались и вели себя. Портреты начала XX века отличает некоторая театрализация и костюмированность выдают позирование. Вот они: генералы и священнослужители, купцы и чиновники, невесты и актрисы, общественные деятели. Почему так интересуют нас эти свидетельства былой жизни? Фотопортреты дают документально точное представление о тех лицах, жизнедеятельность которых интересует музей. Вглядываясь в их лица и позы, в складки их одежды, где лоснящийся шелк оттенен матовым бархатом, мы чувствуем, что перед нами не просто русские купцы и мещане, а исторические персонажи, сошедшие с полотен художников.

В начале XX в. российская семья представляла собой традиционный тип организации, объединенный кровным родством и общим бытом и носила патриархальный характер. Постепенно идет распад патриархального устоя. К концу 50-х годов XX в. семья стала более демократичной. В последние годы появляются новые тенденции в семейных отношениях: увеличения числа браков с иностранцами, появление многодетных, патронатных семей т. д. Все это отражают фотографии.

Выставка «Семейный альбом. Век XX» позволила проследить и историю развития фотоискусства. Техника съемки с начала XX в. сделала гигантский рывок, усложнилась и упростилась одновременно. Фотографы научились передавать движение, появился цвет, фотографии стали более естественными.

С января по май 2009 г. в Историко-художественном музее проходила выставка «Жизнь колхозная», приуроченная к 80-летию создания Горьковского края, Арзамасского района и началу коллективизации сельского хозяйства, оставившей глубокий след в советской истории. Целью ее было объективно, беспристрастно показать период колхозного строительства на селе. Отразить образ советской деревни 30-х г.г. XX в., произошедшие в ней изменения, судьбы людей, их идеологию.

В основу создания выставки «Жизнь колхозная» легли около 70 подлинных фотографий периода колхозного строительства из альбома Сергея Степановича Садова – краеведа, сельского партийного работника, которые впервые представлялись для показа. На фотографиях отражены жители сел Вторусское, Замятино, Чернуха, Ломовка, Семеново, Саблуково, Пологовка, Мотовилово и других. Они достаточно полно отражают колхозную жизнь в 30-е годы прошлого столетия. Особую ценность представляют подписи к фотографиям. Парные и групповые портреты, видовые и большое количество сюжетных фотографий были представлены посетителям. Конечно, как источники документального характера в отражении действительности наиболее значимы сюжетные, событийные фотографии. Сюжетные мотивы снимков Сергея Степановича Садова просты – неповторимый сельский пейзаж, милые подробности крестьянского быта – обычны, но в то же время уникальны, поскольку являются практически единственным изобразительным памятником той эпохи. Они несут зрительную информацию о политических, экономических, социальных событиях своего времени. Такие фотографии как «Рытье картофеля», «Пчеловоды после откачки медосбора», «Конь производитель», «Уборка сена» отражают отрасли сельского хозяйства Арзамасского района. «Стахановцы на укладке сена», «Бригада на сенокосе», «Гусеничный трактор выезжает на жнивье» - орудия труда колхозников, а «Детские ясли», «Беседа председателя колхоза по окончании рытья картофеля», «Читка газет во время отдыха» - просветительскую деятельность колхозов, были представлены также репрессированные жители. Фотографии, как ценнейший источник, сохранили и рассказывают нам сегодня о жизни арзамасских и советских деревень. В них прошлый век является нам во всей очевидности. Выставку дополняли документы указанного периода, предоставленные Госархивом Нижегородской области, книги, брошюры, предметы сельского быта того времени, отражающие историческую, политическую, идеологическую и культурную жизнь советского государства.

Фототворчество имеет большую историческую и художественную ценность. Ученые-историки, исследователи архитектуры, жизни и творчества великих людей постоянно обращаются к фотографиям как объективным, архиточным и информационно насыщенным историческим источникам.

Снимки – это волнующие документы прошлого, доказательство связи времен . Они рождают острое, щемящее чувство сопричастности иной эпохе. Теперь, когда мы учимся ценить эту связь времен, творчество фотографа возрастает в своем значении материализованной исторической памяти фоторассказа о Родине.

Благодаря фотографиям, жизнь в наши дни обретает особое звучание и ценность как объективное, не затронутое страстями времени свидетельство. Сквозь призму исторического опыта, сквозь магический кристал времени в них проглядывает глубокий человеческий смысл. Даже многое из того, что кажется сейчас наивным и архаичным, излучает обаятельное простодушие и подкупает чистосердечностью.

Щеглетова А.Е. научный сотрудник историко-художественного музея г. Арзамаса